Юристы бизнес-омбудсмена помогают предпринимателю в устранении административных барьеров
В адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области обратился индивидуальный предприниматель, намеревающийся наладить производство табачной продукции. Для этого еще в октябре минувшего года он подал в налоговую службу комплект документов на получение специальных марок в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче специальных марок для маркировки табачной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 6 февраля 2013 г. № 20н (далее - Административный регламент). В рамках предоставления государственной услуги межрайонная инспекция ФНС произвела осмотр территории предприятия, допросила предпринимателя в качестве свидетеля. Спустя два дня бизнесменом была получена справка о наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги - выдачи специальных марок. Как следует из этого документа, заявление ИП по содержанию не соответствовало положениям Административного регламента, поскольку налоговым органом установлена невозможность производства табачной продукции: арендуемое помещение не соответствует требованиям СанПин в части расстояния между производственным помещением и жилыми домами, отсутствует штат работников, необходимый для производства, а предприниматель не имеет специального образования и опыта работы в сфере производства табачной продукции.
- Указанные основания для отказа не соответствуют нормам Административного регламента, - считает начальник юридического отдела в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Ольга Канышева. - Например, в справке указывается, что помещение для производства табачных изделий, арендуемое ИП, расположено на расстоянии менее 100 метров от жилого дома - однако в протоколе осмотра это расстояние вообще не указано. Кроме того, налоговый орган вышел за пределы своей компетенции, устанавливая несоответствие указанного расстояния санитарным нормам. Также налоговый орган сделал вывод о том, что приготовление к производству табачной продукции предпринимателем не носит реального характера - между тем, бизнесмен оплатил аренду помещения, приобрел специальное оборудование, сырье и упаковку, зарегистрировал товарный знак, прошел экспертизу и сертификацию продукции. Более того, Административным регламентом вообще не предусмотрено проведение осмотра объекта недвижимости, допроса руководителя организации, а также проведение каких-либо иных контрольных мероприятий при предоставлении государственной услуги.
Действительно, в пункте 28 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
а) представление неполного комплекта документов, предусмотренных пунктом 22 Административного регламента;
б) представление документов, имеющих подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные исправления;
в) представление документов, по форме и (или) содержанию не соответствующих положениям Административного регламента;
г) наличие информации о непоступлении в полном объеме денежных средств, уплаченных за испрашиваемые специальные марки, на лицевой счет Управления, Инспекции, указанный в пункте 24 Административного регламента.
Таким образом, по итогам рассмотрения обращения предпринимателя были выявлены явные нарушения. Юристы бизнес-омбудсмена направили в УФНС России по Иркутской области заключение о необходимости устранения этих нарушений — однако представители налоговой службы не согласились с их доводами, считая, что они отказали в выдаче марок на законных основаниях.
Одновременно в прокуратуру Иркутской области было направлено обращение о проведении проверки и привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав индивидуального предпринимателя, по итогам рассмотрения которого прокуратура подтвердила наличие в отказе в выдаче марок грубых нарушений требований законодательства и внесла в Управление ФНС представление об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления государственных услуг. В рамках рассмотрения представления прокуратуры Управлению ФНС необходимо будет решить вопросы, связанные с устранением нарушений, причин и условий, способствующих нарушениям и недопущению их впредь, а также вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения законодательства.
Фото: auction.ru