Суд отказал администрации Иркутска в произвольном изменении схемы размещения НТО
Арбитражный суд Иркутской области отказал администрации Иркутска в произвольном пересмотре схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО). Позицию УФАС и бизнеса поддержал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Андрей Лабыгин. Его суд привлек к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Напомним, 757 мест были исключены из схемы размещения НТО с 1 января 2020 года постановлением администрации Иркутска от 15 июля 2019 года. При этом в число исключенных мест размещения попали фактически работающие киоски и павильоны, что стало предметом обращения в антимонопольное ведомство ряда предпринимателей и регионального уполномоченного.
Из решения УФАС следует: администрация не учла, что утверждение схемы размещения, а также внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, если строительство, реконструкция или эксплуатация были начаты до утверждения указанной схемы.
Например, при разбирательстве вызывало вопрос, что 193 действующих НТО исключили «в связи с перенасыщением территории города торговыми площадями», но тем же самым постановлением включили в схему 216 новых мест.
Отметим, Верховный суд Российской Федерации определил, что из схемы не могут быть исключены торговые объекты, если они фактически действуют, предприниматель не собирается прекращать свою деятельность, освобождение данного места не продиктовано объективными данными градостроительной необходимости.
«Случаи произвольного пересмотра схем размещения НТО, невключение в схемы размещения или исключение из них уже действующих объектов противоречит смыслу части 6 статьи 10 Закона о торговле*. Согласно этому схема размещения - инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий, развития малого бизнеса, создания комфортной среды для граждан, предоставления услуг торговли в шаговой доступности, а не средство для административного сокращения количества НТО», - прокомментировал Андрей Лабыгин.
Как сообщалось ранее, городская администрация несколько раз заявляла ходатайства о продлении срока исполнения предупреждения, выданного Иркутским УФАС России еще в марте 2020 года, однако никаких конкретных действий по исполнению предупреждения не было выполнено. В итоге в отношении администрации было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Справочно:
* части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
С решением и предписанием Иркутского УФАС (дело №038/01/15-78/2021) можно ознакомиться здесь: https://br.fas.gov.ru/cases/f67f990a-4477-4769-b273-f9dd9ceb75aa/
С решением Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-14410/2021 можно ознакомиться на сайте https://kad.arbitr.ru/