В ходе процедуры оценки регулирующего воздействия были учтены предложения бизнес-омбудсмена по поводу общих запретов розничной продажи алкоголя на вынос в ночное время для ресторанов и предприятий торговли
Предложения Уполномоченного по защите прав предпринимателей Иркутской области связаны с необходимостью внесения изменений в п.1.2 постановления Правительства Иркутской области от 14.10.2011 №313-пп "Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области". Нормативный акт устанавливает запрет розничной продажи на вынос алкогольной продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую ИП и организациями при оказании ими услуг общественного питания.
Поводом для разработки предложений в нормативный правовой акт стало обращение директора иркутского пивного ресторана по вопросу неправомерных, по мнению заявителя, действий со стороны сотрудников отдела полиции УМВД России по Иркутску.
Во время проверки ресторана-пивоварни сотрудники полиции установили, что бармен допустил продажу пива на вынос. Тем самым он нарушил требования п. 1.2 названного выше постановления Правительства Иркутской области №313-пп.
В соответствии с КоАП РФ, нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 10 тыс. рублей, на юрлиц - от 50 до 100 тыс. рублей с конфискацией продукции или без таковой. Бармен был оштрафован на 5 тыс. рублей.
Введение данного запрета, по имеющейся информации, было инициировано ГУ МВД России по Иркутской области.
По результатам правового анализа, проведенного аппаратом Уполномоченного, региональные органы власти вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции. Такая норма прописана в ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В предыдущей редакции постановления №313-пп прописано, что запрещена торговля алкогольными напитками, в т.ч. на вынос, с 21 до 9 часов в помещениях жилого фонда (за исключением пристроенных к ним торговых помещений), и с 8 до 23 часов в даты празднования, установленных органами власти. Установленные постановлением №313-пп запрет на продажу алкогольной продукции на вынос относятся к дополнительным ограничениям.
Таким образом, права и законные интересы как субъекта предпринимательской деятельности не были нарушены.
Однако в обращении обозначена актуальная проблема, препятствующая ведению бизнеса, в том числе, для пивных ресторанов. В частности, многие ресторанные сети сами производят алкогольные напитки, ими вложены денежные средства в оборудование и сырье. По мнению предпринимателей, они несут серьезные убытки.
На рассмотрении в аппарате Уполномоченного находится ряд аналогичных жалоб субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих услуги общественного питания.
Так, под розничной торговлей на вынос понимается продажа алкогольной продукции в потребительской таре для ее распития не в месте покупки, без оказания услуг общественного питания.
На практике получается, что потребители в местах общественного питания (в ресторанах, кафе, где, например, производят пиво) покупают теперь напитки в открытой таре (не закручивают крышкой), чтобы взять с собой и не нарушить требования постановления № 313-пп.
В рамках процедуры оценки регулирующего воздействия и с учетом обращений Уполномоченный направил предложения в службу потребительского рынка Иркутской области о необходимости внесения изменений в п 1.2 Постановления №313-пп.
Бизнес-омбудсмен предложил предусмотреть ограничения по времени розничной продажи на вынос алкогольной продукции, пива предприятиями торговли и пунктами общественного питания только с 23 до 8 часов по местному времени и в период действия запретов, определяемых органами власти (в праздники и во время проведения культурно-массовых, спортивных и т.п. мероприятий).
"Данный пример подтверждает эффективность проведения оценки регулирующего воздействия. Для бизнеса имеет существенное значение участие в процессе экспертизы действующих нормативно-правовых актов, административных регламентов, а для власти, в свою очередь, обратная связь от предпринимателей", - подчеркнул Уполномоченный по защите прав предпринимателей Иркутской области Алексей Москаленко.
Проект постановления "О внесении изменений в постановления Правительства Иркутской области от 14.10.2011 №313-пп", предварительное заключение об оценке регулирующего воздействия (ОРВ), свод предложений по итогам размещения уведомления размещены на сайте службы потребительского рынка Иркутской области.