- янв (3)
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Возможен ли учет ТКО по факту?
Логичным и закономерным продолжением круглого стола по проблемам «мусорной реформы», состоявшегося 4 октября на площадке бизнес-омбудсмена, стало его обращение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области.
- В работе круглого стола приняло участие более тридцати предпринимателей, выразивших недовольство регионального бизнес-сообщества нынешним положением дел в сфере вывоза ТКО. Их предложения по урегулированию проблемы я направил в адрес губернатора Иркутской области. Кроме того, юристы аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области провели правовой анализ проблем, озвученных бизнесом, и по результатам этого анализа я, как Уполномоченный, счел необходимым направить обращение в Иркутское УФАС, - поясняет Андрей Капитонов.
Предметом обращения Уполномоченного в Иркутское УФАС стал отказ регионального оператора ООО «РТ-НЭО Иркутск» производить учет твердых коммунальных отходов, исходя из их фактического количества и объема. Позиция регоператора, в очередной раз озвученная на круглом столе, заключается в том, что фактический учет вывезенного мусора возможен лишь при наличии у предпринимателя собственной контейнерной площадки с контейнерами для раздельного накопления – иначе однозначно действуют нормативы, принятые министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. Однако учет ТКО по нормативам увеличивает расходы бизнесменов на вывоз мусора в десять и более раз. К слову сказать, эти нормативы сейчас оспариваются в областном суде в рамках иска, который подали к минЖКХ предприниматели из Иркутска, Ангарска и Усолья-Сибирского.
В свою очередь, юристы аппарата Уполномоченного полагают, что позиция регионального оператора говорит о злоупотреблении им доминирующим положением на рынке и нарушении антимонопольного законодательства. Об этом, как сказано в обращении бизнес-омбудсмена, свидетельствует формулировка раздела 5 типовой формы договора на оказание услуг по обращению с ТКО, размещенной на официальном сайте ООО «РТ-НЭО Иркутск», согласно которой учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», расчетным путем только исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
При этом типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», содержит иную формулировку раздела 5, позволяющую выбрать форму учета.
Пункт 5 Правил № 505 устанавливает, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При осуществлении расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет осуществляется в соответствии с подп. «а» п. 5 Правил (п. 6 Правил № 505), то есть только двумя способами: по нормативам накопления или исходя из количества и объема контейнеров (по фактическому объему).
То есть, каких-либо ограничений по применению того или иного способа учета ТКО Правила № 505 не содержат. И это – не только точка зрения юристов бизнес-омбудсмена Приангарья. Ее вполне разделяет и Федеральная антимонопольная служба. К примеру, схожая с иркутской ситуация имела место и в Чувашии, где регоператор в своей деятельности опирался на Письмо председателя кабинета министров Чувашской республики. В нем было сказано, что фактический учет вывоза ТКО может осуществляться лишь с предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в отдельных нежилых зданиях, у которых имеются собственные места накопления ТКО, и исключена возможность использования мест накопления ТКО иных потребителей. Однако эта установка была в пух и прах разбита местным УФАС, а затем позицию чувашских антимонопольщиков поддержали и в центральном ведомстве. ФАС пришла к следующему выводу: «В письме председателя Кабинета Министров Чуваш¬ской Республики от 13.11.2018 № 02/01–121 содержится несоответствие нор¬мам действующего законодательства, что может привести к созданию дискриминационных условий для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме», - порекомендовав напоследок отозвать Письмо и сообщить о выполнении своего предупреждения.
- Благодаря вмешательству моей коллеги, Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Карелия Елены Гнётовой, в Республике уже удалось решить аналогичную проблему с региональным оператором, которому в итоге пришлось внести изменения в типовую форму публичного договора с хозяйствующими субъектами – собственниками ТКО, что предоставило им возможность выбирать способ учёта. И в этом нет ничего удивительного: в законе четко и недвусмысленно изложены «правила игры», которые должны соблюдать все региональные операторы, - говорит Андрей Капитонов. - К слову сказать, наш второй регоператор зоны Север Иркутской области – ООО «Региональный Северный оператор» (ранее – ООО «Братский полигон ТБО») вполне допускает для своих потребителей свободный выбор формы учета – об этом недвусмысленно свидетельствует типовой договор, который размещен на его сайте.