янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
- янв (1)
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Разъяснены последствия отмены акта о предоставлении в аренду участка из публичных земель
Если орган местного самоуправления (арендодатель) отменил в порядке самоконтроля постановления о предоставлении земельных участков в аренду, то это не является основанием для расторжения договора аренды указанных участков. Кроме того, решение данного органа об отмене или приостановлении названных постановлений не может быть произвольным, незаконным и необоснованным (определение ВС РФ от 18.11.2014 № 29-КГ14-3).
ВС РФ разъяснил, что такая отмена по существу является односторонним расторжением договора. В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменить или расторгнуть договор по требованию одной из сторон можно, когда другая сторона существенно его нарушила или в случаях, прямо предусмотренных законом или договором. При этом расторжение по перечисленным основаниям производится в судебном порядке.
В рассмотренной ситуации возможность расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке не была предусмотрена. На наличие существенных нарушений этого договора орган местного самоуправления не ссылался. Также он не привел объективных причин для расторжения договора аренды ни в акте об отмене постановлений о предоставлении земельных участков в аренду, ни в исковом заявлении, ни в возражениях на кассационную жалобу.
ВС РФ помимо прочего отметил, что в результате произвольного расторжения договоров аренды с изъятием законно предоставленных земельных участков нарушается публичный порядок, принципы правовой определенности и уважения собственности.
Определение ВС РФ может быть пересмотрено Президиумом ВС РФ в порядке надзора.