Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

Смотрите новости за:
  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв (1)
  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

22 января

Контрактная система в сфере закупок: порядок применения нормативно-правовых актов. Часть1

В настоящем материале собраны практические рекомендации по применению закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившего в силу с 1 января 2014 года. Как принять участие в госзакупках? Какие виды торгов бывают? Каковы условия, порядок и сроки заключения контракта? Что представляют собой алгоритмы проведения открытого конкурса и закрытого аукциона?

Государственные закупки – это заключение договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Нужды у государства могут быть самые разнообразные – от строительства объектов и выполнения работ по их обеспечению до поставки продовольственных и других товаров и так далее. Спектр товаров, работ и услуг, которые могут являться объектами госзакупок, очень широк. Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Размещение заказа может осуществляться двумя способами:

1. Путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона, в том числе электронного  аукциона);

2. Без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

 

* Материал подготовлен при использовании пособия "Контрактная система в схемах и таблицах" за авторством Т.Г. Дорошенко, О.П. Дюниной, И.А. Сухановой, А.А. Митюковой, Е.Н. Устиновой, М.Э. Кузнецовой.

 

Общие положения, планирование

Критерии выбора поставщика продукции для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 5.04.2013г. № 44-ФЗ)

 

Лица, выступающие заказчиками в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ

 

Методы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

 

Контракт

Порядок заключения контракта

В конкурсе: контракт заключается на условиях указанных в заявке победителя на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

В аукционе: контракт, составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

В запросе предложений: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений.

В запросе котировок цен: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок.

 

Сроки заключения контракта

В конкурсе: контракт заключается с победителем не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (при проведении закрытого конкурса – с даты подписания протокола). Законом № 44-ФЗ определен фиксированный срок для подписания контракта победителем конкурса – 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. Победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику, одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта (ч. 3 ст. 54).

В электронном аукционе: в течение 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта, размещает подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица (в общем случае крайний срок подписания контракта сторонами не превышает 20 дней).

В закрытом аукционе: контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее 20 дней с даты подписания протокола 3А.

В запросе предложений и запросе котировок цен: не ранее чем через 7 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных ФЗ-44.

Сроки для заключения контракта могут быть продлены, но не более чем на 30 дней, в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта (ч. 9 ст. 54, ч. 16 ст. 70, ч. 15 ст. 78 и ч. 21 ст. 83).

Обязательные условия:

  • предмет, количество, качество товара, работы, услуги;
  • в общем случае, цена контракта твердая, фиксированная на весь срок исполнения контракта;
  • условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;
  • обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги;
  • о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, установленным контрактом;
  • о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
  • условие о банковском сопровождении контракта в случаях, определяемых правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Закреплена обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов (ч. 1 ст. 96).

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях:

  • закупки запросом котировок цен (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей);
  • закупки запросом предложений в случаях применения п.2, 3, 5, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83;
  • закупки у единственного в случаях применения п. 4-11, 13-15, 17, 20-23, 26,28-34 ч. 1 ст. 93;
  • закупки у единственного в случаях применения п. 1, 2 ч. 1 ст. 93, если правовыми актами – указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается.

Исключения:

  • количество товаров, может быть изменено в ходе заключения контракта в конкурсе, аукционе.
  • количество товаров, работ, услуг может быть изменено в ходе исполнения контракта для всех способов закупок.

Заказчик вправе заключить договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в устной форме в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ в случаях:

  • закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей;
  • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
  • закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Допускается заключение контрактов с несколькими участниками закупки:

  • на поставки технических средств реабилитации инвалидов;
  • создание нескольких произведений литературы или искусства;
  • выполнение научно-исследовательских работ;
  • оказание услуг в сфере образования;
  • услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению;
  • услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа Заказчиком от исполнения контракта:

  • по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта;
  • решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта возможно при условии, если это было предусмотрено контрактом;
  • по результатам экспертизы (инициированной Заказчиком) поставленного ТРУ в заключении будут подтверждены нарушения условий контракта.

Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Обеспечение исполнения контракта

Установлен следующий размер обеспечения:

  • от 5 до 30 процентов цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн. руб.;
  • от 10 до 30 процентов цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную выше сумму.

Если предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше размера аванса, даже когда сумма аванса превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. В последнем случае обеспечение устанавливается в размере аванса (ч. 6 ст. 96).

Размер обеспечения может быть уменьшен в ходе исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя), который вправе предоставлять заказчику новое обеспечение, уменьшенное в соответствии с объемом выполненных обязательств по контракту. Одновременно с этим поставщик (подрядчик, исполнитель) может изменить и способ обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 96).

 

Преференции

Сравнение преференций 94-ФЗ и КС

 

Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов

Сравнение видов конкурса в рамках Контрактной системы

 

Дополнительные требования к участникам торгов

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

  1. Финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  2. На праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  3. Опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  4. Необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановление Правительства РФ от 28.1l.2013 г. № 1089

«Об условиях про ведения процедуры конкурса с ограниченным участием при за-купке товаров, работ, услуг ДЛЯ обеспечения государственных и муниципальных нужд»

вместе с

«Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имею-щие необходимый уровень квалификации»

 

Алгоритм проведения открытого конкурса

  • Принятие решения о проведении открытого конкурса (определение потребностей, выбор способа закупки ст. 24 44-ФЗ);
  • Разработка конкурсной документации, извещения ст. 49, 50 44-ФЗ;
  • Размещение извещения о проведении открытого конкурса ст. 49 44-ФЗ;
  • Размещение конкурсной документации на официальном сайте ст. 50 44-ФЗ;
  • Предоставление конкурсной документации ст. 50 44-ФЗ;
  • Разъяснение положений конкурсной документации и внесение в нее изменений ст. 50 44-ФЗ;
  • Прием заявок на участие в конкурсе ст. 51 44-ФЗ;
  • Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе ст. 52, 56, 57 44-ФЗ;
  • Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе ст. 53, 56, 57 44-ФЗ;
  • Заключение контракта ст. 54, 56, 57 44-ФЗ

 

Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов

 

Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения запроса котировок (ст 72, 44-ФЗ)

Запрос котировок – это способ определения поставщика (подрядчика исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

 

Условия применения

Заказчик вправе осуществлять закупки без взимания платы за участие в запросе котировок в случае если:

  • начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей;
  • при этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком;
  • но не должен составлять более чем 100 млн. рублей в год.

 

Порядок проведения запроса котировок (ст.73,74,36, 44-ФЗ)

 

В извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:

1) В соответствии со статьей 42 44-ФЗ:

  1. Информация о заказчике;
  2. Наименование и описание объекта закупки, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
  3. Идентификационный код закупки (с 2016г.);
  4. Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  5. Используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос котировок;
  6. Срок, место и порядок подачи заявок на запрос котировок;
  7. Требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 44-ФЗ;
  8. Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления требования к такому обеспечению, которое вправе установить заказчик при проведении запроса котировок.

2) Форма заявки на участие в запросе котировок;

3) Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;

4) Информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок, уклонившимися от заключения контракта;

5) Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;

6) Преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ.

Заявка на участие в запросе котировок должна содержать информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, а также:

  1. Согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
  2. Цену товара, работы или услуги;
  3. Документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ, или копии таких документов.
  4. Идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.

Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документа и информации, за исключением предусмотренных частью 3 ст.73, 44-ФЗ информации и документов, не допускается.

 

Подача заявок на участие в запросе котировок (ст.77, 44-ФЗ)

Любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем про сматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

 

Рассмотрение заявки на участие в запросе котировок (ст. 78, 44-ФЗ)

В течение 1 рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия:

  • вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;
  • рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о про ведении запроса котировок,
  • оценивает такие заявки.

Конверты с такими заявками вскрываются публично во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам осуществляются в один день.

Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они:

  • не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок;
  • предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок;
  • участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 ст.73 44-ФЗ.

Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок (2 экземпляра) подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в ЕИС.

 

Победитель и заключение контракта в запросе котировок

Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара работы или услуги.

Контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.

Контракт заключается на условиях:

  • предусмотренных извещением о проведении запроса котировок;
  • по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок;
  • или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.

 

Исключения при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок

Без ограничения цены контракта

1. При проведении запроса котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства. В этом случае не требуется опубликования извещения, только приглашения (ст. 75 44-ФЗ).

2. При проведении запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан для закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения (ст. 76, 44-ФЗ).

 

Предварительный отбор (ст. 80, 44-ФЗ)

В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.

По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.

Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.

Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013г. № 1765-p.

В случае, если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с 44-ФЗ. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений – новая форма конкурентных закупок (не торги!)

 

Продолжение здесь.