янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
- янв (1)
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Правила поведения при проверках
Частые проверки надзорных органов могут надолго парализовать работу компании. Проверяющие обычно тщательно выискивают нарушения и не всегда в процессе ведут себя в рамках закона.
Масштаб проблемы признали даже парламентарии — в декабре 2014 года был расширен перечень должностных лиц, на которых распространяется ответственность за нарушения в ходе проверок бизнеса. Что нужно делать предпринимателю, который считает, что надзорные органы нарушили в отношении него законодательство?
-- Первое правило эффективной защиты — понимать хотя бы в минимальном объеме свои права.
Все предприниматели должны знать: в соответствии с ФЗ №294 от 26.12.2008 (в ред. от 6.04.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», юридическое лицо не должны беспокоить в течение первых трех лет его существования. Правда, по мотивированным жалобам могут пройти и внеплановые проверки.
Всю информацию о проверке — объекты, цели, основания, дату и сроки — можно найти на сайте контролирующего органа и на сайте прокуратуры Иркутской области в разделе «Сводный план проверок субъектов предпринимательства в Иркутской области» на каждый год.
Как правило, чаще всего проверять юридические лица и индивидуальных предпринимателей решают полиция, налоговая инспекция, МЧС, Роспотребназор, органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ, а также органы местного самоуправления. Проверяющие должны сообщить о своей плановой проверке за три рабочих дня, направив копию приказа или распоряжения своего руководителя или его заместителя.
-- Необходимо проверить полномочия прибывшего контролера.
В момент начала проверки предприниматель должен обязательно попросить предъявить не только служебные удостоверения у всех представителей контролирующего органа, но и акт, которым он уполномочен: например, акт руководства налоговой инспекции по проведению выездной проверки. Надо заметить, контролер должен показать не разрешение на вход на территорию предприятия, поскольку это возможно и без акта руководства, а именно на проведение конкретной проверки как юридического факта.
Данные этих удостоверений надо обязательно методично и спокойно переписать. После этого проверяющим необходимо предъявить распоряжение или приказ о проведении проверки, где на официальном бланке государственного органа должны быть приведены все обязательные реквизиты, определенные в законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В ходе беседы с контролером выясните прямую, а может быть, и косвенную цель проверки. Документы вашего предприятия для проверки контролеру должны выдаваться строго в теме такой проверки — например, уплата налогов за определенный период.
-- Контролер должен делать свое дело, но не диктовать свои условия.
Следите за сроками проверки. Они часто указываются в уполномочивающих документах. Например, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Учитывайте, что срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года.
Самое важное — сохранять выдержку и не поддаваться на провокации: очень может быть, что именно этого и добивается проверяющий. Необходимо подключить юриста или адвоката, который владеет всеми процессуальными тонкостями и специализируется на сопровождении проверок. Стоить занять нейтрально-вежливую позицию и стараться отвечать на вопросы проверки односложно. Параллельно следует обязательно фиксировать все факты, время, действия, полномочия, а любые документы предоставлять только по описи.
В ходе проверок у предпринимателя должен быть такой стиль поведения, чтобы у контролирующих органов никогда не возникало повторного желания провести ревизию «за вознаграждение» и спровоцировать незаконные действия.
-- Если предприниматель считает, что проверяющие нарушают закон, то самая эффективная тактика — фиксировать нарушения и отражать их в итоговом документе проверки, а затем безотлагательно обращаться с жалобами в вышестоящие надзорные органы писать и в прокуратуру.
Записывайте ход проверки на видео или диктофон. Этот факт тоже надо будет отразить в итоговом документе по результату проверки, что впоследствии упрощает процесс доказательств незаконности действий контролирующих органов. Если предприниматель фиксирует все действия контролирующего органа, привлекает понятых (в том числе из состава своих работников), исполняет формальные требования законодательства, то опытные проверяющие никогда не станут откровенно нарушать закон.
-- Предприниматели вправе обжаловать любые незаконные действия или бездействия должностных лиц, но только в том случае, если были нарушены их конкретные права.
Очень многое в ходе проверки решают и человеческие отношения. Поэтому рекомендуется обращаться к руководителям контролирующего органа на личном приёме, как только что-то пошло не так. Обязательно нужно обратиться к адресату с просьбой отменить незаконное решение, признать незаконным конкретное действие или бездействие.
Если такая мера не помогла, надо подать в прокуратуру и руководителю контролирующего органа жалобу, в которой изложить фактические обстоятельства вынесения незаконного решения и совершения незаконного действия или бездействия должностным лицом.
-- Можно подать жалобу в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, в котором оспариваются незаконные действия и решения контролирующего органа.
Главное, надо иметь в виду, что срок для обращения в суд составляет три месяца с момента, когда был вынесено и получено незаконное решение, совершено незаконное действие или бездействие.
Обращаясь в суд, нужно твердо отстаивать свои права, чтобы получить решение в свою пользу.