янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
- янв (1)
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Применение товарного знака - какие компенсации предусмотрены за реализацию контрафактного товара
В связи с многочисленными обращениями представителей малого и среднего бизнеса по вопросам использования товарного знака, эксперт pro bono publico при Уполномоченном, адвокат некоммерческой организации "Правозащитная коллегия адвокатов Иркутской области" Алексей Гнилуша разъясняет следующую информацию по применению товарного знака.
Товарный знак – это обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), "служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей". Законом признается исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами.
Напомним, Бизнес-омбудсмен обращался ранее к этой теме в рубрике "Правовое просвещение".
Право на товарные знаки составляет одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности, и относится к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (глава 76 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 Гражданского кодекса РФ), административную (ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 Уголовного кодекса РФ).
В случае, если предприниматель реализует товар, на этикетке или упаковке которого незаконно размещен товарный знак или сходное с ним обозначение, то товар является контрафактным. В силу п. 3 ст. 1484 ГК РФ предприниматель будет нарушителем прав правообладателя вне зависимости от своей вины, даже если может доказать, что при добросовестном осуществлении своей предпринимательской деятельности он не знал и не мог знать, что реализует контрафактный товар.
Вне зависимости от вины предпринимателя, реализующего контрафактный товар, правообладатель вправе требовать от него выплаты компенсации в силу п. 4 ст. 1515 ГК РФ. Это может быть компенсация по выбору:
- в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, определяемых по усмотрению суда, исходя из характера нарушения;
-
в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;
-
в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Если правообладатель предъявил претензии предпринимателю, то он обязан незамедлительно прекратить реализацию контрафактного товара и выплатить правообладателю компенсацию, определяемую судом. При этом суд не вправе освободить предпринимателя от выплаты компенсации, но может установить ее в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием правообладателя, с учетом вины предпринимателя, но не ниже 10 тысяч рублей.
В свою очередь, предприниматель, с которого взыскали компенсацию, вправе предъявить претензии о возмещении своих убытков от реализации контрафактного товара к поставщику, импортеру, изготовителю контрафактной продукции. Но только в том случае, если он приобрел товары, не зная о том, что на этикетках или упаковках незаконно размещен товарный знак или сходное обозначение. При этом предприниматель обязан доказать, что в соответствии с законодательством и обычаями делового оборота он не знал и не мог знать о том, что товар является контрафактным.
Предпринимателям рекомендуется при взаимодействии с поставщиками и изготовителями проверять товары на права третьих лиц. При сомнениях в законности размещения на продукции какого-либо товарного знака, следует потребовать от поставщика дополнительные документы. И в дальнейшем надо внимательно оформлять все необходимые документы при взаимодействии с поставщиками и изготовителями товаров. Нужно проверять указания в товарных накладных и счетах-фактурах все реквизиты товара, чтобы избежать предъявления обоснованных претензий в спорных ситуациях.