Смотрите новости за:
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
- янв (1)
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
21 июля
Законодательство меняет деятельность контрольно-надзорных органов
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – 294-ФЗ) подвергся существенным изменениям. О них рассказал эксперт pro bono бизнес-омбудсмена в Иркутской области Адвокатское бюро "Титов, Кузьмин и партнеры". Специалисты разделили все нововведения на группы и подробно рассмотрели каждую из них.
Профилактика правонарушений.
Ранее в 294-ФЗ не использовалось слово "профилактика". Подход был исключительно репрессивным. Теперь в закон вносится новая статья «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований». Контрольно-надзорные органы должны будут размещать на своих сайтах перечень нормативных актов, которые регулируют соответствующую деятельность, а также необходимые выдержки из этих актов. Это позволит обобщить многочисленные требования.
Также контрольно-надзорные органы должны будут информировать предпринимателей о существующих требованиях законодательства. Это будет происходить в форме семинаров, конференций, а также комментариев к законам. Будут даваться рекомендации о проведении тех или иных мероприятий, способствующих соблюдению законодательства. Также контрольно-надзорные органы будут обобщать практику применения законодательства. Подобная информационно-просветительская деятельность облегчит соблюдение многочисленных требований, особенно это касается малого бизнеса.
Теперь при получении из любых источников контрольно-надзорным органом информации о готовящемся правонарушении, либо о признаках правонарушения, предпринимателю может быть направлено предостережение о недопустимости нарушений и предложение принять меры по предотвращению. Условием является отсутствие существенных неблагоприятных последствий такого правонарушения (угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среды, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). При этом предприниматель не должен был ранее привлекаться к ответственности за аналогичные факты. Бизнесмен должен отчитаться о принятии мер по результатам предостережения, а в случае несогласия может подать возражения.
«Тайный» контроль.
В 294-ФЗ введена формулировка «мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями». Если говорить прямо, то это мероприятия по сбору информации о правонарушениях без уведомления бизнесмена. Они могут проводиться в форме осмотров территорий, земельных участков, природных объектов, обследования рекламных материалов, Интернета, анализ любых доступных документов. Отдельные дополнительные формы «тайного» контроля могут быть установлены законодательством.
Такие мероприятия могут проводиться по заданию руководителя соответствующего государственного органа. Если установят признаки правонарушения, то контрольно-надзорный орган должен предпринять меры по пресечению, а также рассмотреть вопрос о необходимости проведения внеплановой проверки. Результатом такого контроля может стать и простое предостережение. Однако закон не устанавливает четких критериев для тех случаев, когда назначается внеплановая проверка, а когда выдается предостережение.
- На наш взгляд, при наличии признаков правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, принимается решение о проведении внеплановой проверки. Если угроза таких последствий отсутствует, а юридическое лицо ранее к ответственности не привлекалось, то должно выноситься предостережение, - отмечают эксперты Адвокатского бюро "Титов, Кузьмин и партнеры".
Также решение о проведении внеплановой проверки может быть принято, когда в ходе «тайного» контроля будет обнаружены риски совершения правонарушения. Но данное основание будет применяться только в отношении отдельных видов деятельности, перечень которых пока не утвержден. Такую проверку можно будет провести только по согласованию с прокуратурой.
- Еще один вопрос, который возникает: может ли одному и тому же лицу быть вынесено предупреждение дважды за аналогичные действия. Мы думаем, что если лицо получило предупреждение, исправило его и отчиталось в контрольно-надзорный орган, то следующее нарушение уже будет новым и назначать по обнаружении его признаков внеплановую проверку нельзя. Единственное, что по совокупности предупреждений предпринимателя можно будет внести в план проверок на следующий год, - говорят специалисты Адвокатского бюро "Титов, Кузьмин и партнеры".
ЕГЭ для предпринимателей.
Нововведения коснулись и плановых проверок. Так теперь каждый контрольно-надзорный орган должен будет утвердить проверочные листы. Это список контрольных вопросов по соблюдению законодательства. На них необходимо ответить в процессе проведения проверки. Можно заранее ознакомиться с этим перечнем вопросов. Это поможет привести бизнес в соответствие с требованиями законодательства, подготовиться к проверке и контролировать ее ход.
Кстати, уведомление о плановой проверке теперь может поступать в виде электронного документа на адрес электронной почты юридического лица, который содержится в ЕГРЮЛ, либо ранее представлен предпринимателем в контрольно-надзорный орган.
Обязательный претензионный порядок по защите прав потребителей.
Ранее основанием для проведения проверки могло стать простое заявление потребителя в соответствующий орган. Теперь данный порядок усложнен для потребителя. Прежде всего он должен обратиться с официальной претензией к предпринимателю, который должен ее рассмотреть. Если соответствующее нарушение не устранено или требования незаконно оставлены без удовлетворения, то только после этого потребитель может направить жалобу в соответствующий контрольно-надзорный орган.
Ужесточены требования для анонимных обращений.
Основанием для проведения внеплановой проверки больше не могут служить следующие документы:
- Обращения, которые не позволяют установить авторство и личность заявителя. Но если такое сообщение содержит признаки правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, то сотрудник должен попытаться установить личность заявителя.
- Заявления, которые не содержат информации о фактах нарушения, которые могут повлечь существенные неблагоприятные последствия.
Кстати, теперь за необоснованные заявления контрольно-надзорные органы могут обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина убытков, которые они понесли в связи с проверкой его заявления.
Контрольная закупка.
Новое контрольное мероприятие наделало много шума в последнее время. Оно может осуществляться только в отношении товаров, работ и услуг для потребителей. В сегменте В2В контрольная закупка практиковаться не будет.
Мероприятие проводится только при поступлении в государственный орган информации о признаках правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, и только по согласованию с органами прокуратуры. По своему желанию надзорные органы проводить контрольную закупку не могут. Для отдельных видов деятельности могут устанавливаться иные основания для ее проведения.
Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи. По завершении незамедлительно составляется акт о проведении, который должен быть вручен предпринимателю в случае установления нарушения. Информация о проведения контрольной закупки вносится в единый реестр проверок.
В случае обнаружения нарушений законодательства в рамках контрольной закупки предпринимателю должны незамедлительно сообщить об этом. Должностное лицо обязано предъявить удостоверение и официальный документ о проведении закупки.
Эксперты Адвокатского бюро "Титов, Кузьмин и партнеры" отмечают, что положительным моментом является отход от исключительно репрессивного подхода. Однако возможность «тайного контроля» добавляет полномочий контрольно-надзорным органам. Дальнейшее применение закона покажет, насколько эти поправки положительны и благоприятны для бизнеса.