Смотрите новости за:
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
- янв (1)
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
01 февраля
Эффективное взаимодействие с налоговым органом
В Налоговом кодексе РФ предусмотрены разные механизмы, которые позволяют налогоплательщикам разрешить спорную ситуацию, не доводя дело до суда. Такого мнения придерживаются юристы компании "Пепеляев групп" Екатерина Семкина и Людмила Яковлева. Подробнее об этом они написали в статье для журнала "Налоговед".
Каждый владелец бизнеса хочет знать : почему, сколько и когда он должен заплатить в бюджет. Это желание имеет законные основания. Экономическая обоснованность налога и определенность налоговых обязательств являются ключевыми принципами налогового права (ст. 3 НК РФ).
Налогоплательщики, участвовавшие в эксперименте по налоговому мониторингу, заявили, что хотят продолжить такое взаимодействие. Суть мониторинга: налогоплательщик до исчисления и уплаты налога имеет возможность получить письменную позицию налогового органа и реально оценить налоговые последствия. Однако воспользоваться налоговым мониторингом могут лишь крупные налогоплательщики, удовлетворяющие критериям, установленным в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ.
Остальные в качестве альтернативы могут рассматривать обращения в Минфир России. Однако министерство ограничивается общими разъяснениями норм налогового законодательства. Поэтому большинство видит для себя единственный способ разрешения спорных вопросов - обращение в суд с требованием о признании недействительным решения, вынесенного по итогам налоговой проверки. К сожалению, такой способ не позволяет оперативно снят имеющиеся разногласия и всегда сопряжен помимо доначисления налогов с дополнительными расходами (пенями, штрафами, судебными расходами).
Более эффективным с точки зрения оперативности и возможности предотвратить доначисления является взаимодействие налогоплательщика с инспекцией уже на стадии проведения мероприятий налогового контроля.
Изменения подхода к налоговому контролю
С момента формирования российские налоговые органы воспринимались и воспринимали себя как орган, осуществляющий сбор налогов, задача которого их максимальное доначисление и взыскание. Однако сейчас ФНС России заявляет о том, что налоговые органы открыты для обсуждения и решения проблем налогоплательщиков.
В Концепции ФНС России по работе с налогоплательщиками 2011 года подчеркивается, что налоговое администрирование должно быть направлено на оказание "клиентоориентированного сервиса", под которым понимается социальное партнерство, взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.
В Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 гг. налоговым органам рекомендуется придерживаться неконфронтационного подхода при урегулировании налоговых споров.
С тех пор как в 2009 г. Начала действовать обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых органов, принятых по результатам налоговых проверок, а с 2014 г. введено обязательное досудебное обжалование всех актов и действий (бездействий) налоговых органов, наблюдается последовательное уменьшение количества налоговых споров, рассматриваемых в судах.
Судебная практика также исходит из того, что досудебные стадии урегулирования налогового спора далеко не формальность. Так, если налогоплательщик не заявил о существенных нарушениях при вынесении решения по результатам проверки вышестоящему налоговому органу, он не может ссылаться на них в суде.
Кроме того, заявление стороной дополнительных доводов и представление дополнительных доказательств только в суд может привести к возложению на нее судебных расходов, даже если она выиграет дело.
Таким образом механизм досудебного урегулирования налогового спора направлен на то, чтобы в суд обращались лишь с теми вопросами, разногласия по которым налогоплательщик и налоговый орган не могут урегулировать самостоятельно. При этом путь к урегулированию спора лежит через сбор и раскрытие сторонами доказательств еще на стадии проверки.
Принципы и инструменты взаимодействия
Новый подход основывается на том, что у налоговых органов и налогоплательщиков общая цель - платить налоги правильно. Учитывая это, хозяйствующий субъект может обратить общение с инспекцией на защиту своих интересов.
Законодательство о налогах и сборах устанавливает принципы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков:
- законность
- открытость
- взаимное уважение.
Эти принципы нашли свое отражение в институтах прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.
К сожалению, в настоящее время вне рамок налогового мониторинга налогоплательщик, даже исходя из указанных принципов, не может сам инициировать взаимодействие с инспекцией, чтобы получить информацию о ее позиции в отношении налоговых последствий конкретной хозяйственной операции.
Но его активное участие в налоговых проверках поможет ему зафиксировать подход контролирующего органа и спрогнозировать налоговые последствия своей деятельности.
Налоговый кодекс РФ предоставляет для этого набор инструментов - прав налогоплательщиков:
- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства (подп. 10 п.1 ст.21)
- не выполнять неправомерных требований (подп. II п. 1 ст. 21)
- обжаловать акты и действия налоговых органов (подп. 12 п.1 ст. 21)
- получать разъяснения в устной и письменной формах (подп. 1,2 п. 1 ст.21).
На практике хозяйствующие субъекты часто используют их, не задумываясь о реальных выгодах.
Рассмотрим несколько примеров применения налогоплательщиком принципов и инструментов взаимодействия с инспекциями.
Исполнения требования налогового органа
Самое распространенное мероприятие налогового контроля - истребование у налогоплательщика документов, сведений и информации.
Неоднократно судами рассматривалась ситуация, когда получив требование инспекции о представлении документов, в котором отсутствует указание на конкретные реквизиты таких документов, налогоплательщик не исполнял его как неправомерное, потому что оно не соответствует требованиям статьи 93 Кодекса.
Налоговый орган привлекал налогоплательщика к ответственности за непредставление документов на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ. Суды признавали решение о привлечении к ответственности правомерным, указывая, что содержание требования в любом случаев позволяло идентифицировать запрашиваемые документы (был указан контрагент, наименование документов, налоговый период и т.д.).
Таким образом неисполнение требования не только не стало способом защиты налогоплательщика, но и повлекло привлечение его к ответственности и вызвало дополнительные расходы, связанные с обжалованием решения в суде.
В некоторых случаях из требования действительно неясно, какие конкретно документы запрашиваются, либо возникают вопросы, связанные с их большим объемом. В подобных ситуациях налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о невозможности представления документов на том основании, что их невозможно идентифицировать, и с просьбой уточнить идентификационные данные.
Как правило, не все истребуемые документы связаны с исчислением и уплатой налога, что часто связано с отсутствием у налогового органа полной информации о налогоплательщике.
Составляя заявление, налогоплательщик вправе описать хозяйственную операцию, уточнить причину истребования и сориентировать инспекцию в отношении действительно необходимых ему документов. Такое заявление может помочь как уточнить перечень документов, так и существенно уменьшить их объем. Наличие заявления не позволяет инспекции привлечь налогоплательщика к ответственности. Более того, она обязана дать ответ.
Итоги налоговой проверки
С изменением подхода к налоговому контролю актуальным становится вопрос об определенности налоговых последствий операций на будущие периоды по итогам проведенных проверок.
Под такими итогами следует понимать, в частности, акты проверок, решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, решения вышестоящих налоговых органов по жалобам налогоплательщиков.
Обратим внимание на два момента.
Первый: в ходе налоговой проверки у налогоплательщика истребуются документы и пояснения по определенной хозяйственной операции. Из действий налогового органа становится понятным, что собираются доказательства для предъявления какой-либо претензии. Но в акте проверки претензии по этой операции отсутствуют. Между тем налогоплательщик проводит аналогичные операции в текущие налоговые периоды и планирует осуществлять в дальнейшем.
Стоит иметь ввиду, что согласно пункту 4 статьи 101 НК РФ все доказательства, собранные налоговым органом, могут быть использованы им в последующих проверках. В этой ситуации налогоплательщик не может обратиться к инспекции с просьбой разъяснить суть возможной претензии. Однако он имеет право ознакомиться со всеми материалами налоговой проверки, даже если они не были приложены к акту, и снять с них копии, подав соответствующее заявление. Реализация этого права позволит оценить риск прдеъявления претензий в будущем и принять меры по его снижению.
Второй: нередко эпизод, связанный с доначислением налога, указывается в акте проверки, но снимается в ходе дальнейших процедур: после рассмотрения возражений на акт проверки или апелляционной жалобы.
Обычное снятие доначислений воспринимается налогоплательщиком с облегчением и дальнейшая работа по этим фактам не ведется. Но уменьшение суммы доначисленного налога далеко не всегда основано на согласии налогового органа с позицией налогоплательщика, а может быть связано с наличием процедурных нарушений. Инспекция ограничивается общими формулировками: "Возражения пиняты", "Позиция налогоплательщика учтена". Вопрос о том, в какой части возражения приняты, с чем именно согласился налоговый орган, каким образом осуществлять налогообложение аналогичных операций, остаются открытыми.
В этой ситуации можно с учетом принципов законности , открытости и взаимного уважения обратиться в налоговый орган с просьбой внести изменения в мотивировочную часть решения в части уточнения оценки доводов налогоплательщика. Отметим, что согласно пункту 44 Постановления Пленума ВАС РФ №57 признается допустимым внесение налоговым органом изменений в решение, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
Результатом таких действий может стать внесение изменений в решение или отказ налогового органа мотивировать свою позицию.
В любом случае задача заключается в получении письменного ответа инспекции. И если ее отказ мотивировать позицию не даст определенности в вопросах правильности исчисления и уплаты налогов по аналогичным ситуациям, то хотя бы защитит налогоплательщика в части освобождения от ответственности на будущие периоды.
Если инспекция молчит
К сожалению, сегодня нельзя утверждать, что налогоплательщик сразу же получит ответ, который разрешит все его сомнения по вопросу о порядке обложения тех или иных хозяйственных операций. Далеко не все налоговые органы готовы к такому взаимодействию.
С одной стороны, обращение за разъяснением как в части исполнения требования, так и по итогам проверки может перерасти в длительную переписку с инспекцией, которая не желает или не может сформулировать собственное видение ситуации. Но ведя переписку, аргументируя собственную позицию, обе стороны продвигаются в понимании сути хозяйственной операции и порядка ее налогообложения.
С другой стороны, велика вероятность, что налоговый орган просто проигнорирует обращение налогоплательщика. Особенно если получает его в первый раз.
Поскольку цель взаимодействия - правильно платить налоги, а не увеличить количество споров с налоговыми органами, в этой ситуации нужно также обратиться к принциипам взаимодействия и подобрать подходящие инструменты.
Основываясь на принципе взаимного уважения, следует еще раз направить письмо инспекции, в котором указать на отсутствие ответа на предыдущее обращение, наличие у нее обязанности дать такой ответ и возможности обращения в вышестоящий налоговый орган в связи с бездействием.
Если после этого налогоплательщик также не получит ответа, необходимо воспользоваться правом на обжалование бездействия налогового органа.
Такие действия хозяйствующего субъекта и его открытость к взаимодействию будут выполнять воспитательную функцию по отношению к инспекции. Отметим, что в выступлениях и обращениях представители ФНС России приветствуют проявление такой активной позиции.
***
В текущей экономической ситуации значение грамотного взаимодействия с налоговыми органами возрастает. Началось создание единой системы администрирования и сбора налогов, таможенных платежей и страховых взносов.
Функции администрирования страховых взносов передаются ФНС России. Следовательно, база для взаимодействия с инспекциями расширится.
Взаимодействие с налоговыми органами - неотъемлемая часть ведения бизнеса любой организации. Налогоплательщики могут оптимизировать этот процесс:
- уменьшая свои налоговые риски путем получения письменных ответов налоговых органов;
- получая в перспективе более дешевое налоговое администрирование благодаря уменьшению связанных с ним расходов: сумм штрафов, пеней; трудозатрат на поиск, подбор документов, изготовление и заверение копий, составление описей; судебных расходов и т.п.
Сотрудничество с налогоплательщиками выгодно и государству, для которого большое значение имеет определенность налоговых поступлений в бюджет.
В связи с этим актуально внедрение в российское законодательство института предварительного налогового контроля, когда любой налогоплательщик вправе напрямую обратиться в инспекцию за разъяснением о порядке налогообложения конкретной сделки, предоставив необходимую информацию.
Принятие соответствующего закона предоставит налогоплательщику новый инструмент, позволяющий ему самому инициировать взаимодействие. А налоговые органы уже не смогут избегать полноценных ответов на возникающие вопросы.
Журнал "Налоговед" №3. Март 2016