Смотрите новости за:
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
- янв (1)
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
09 февраля
Система досудебного урегулирования налоговых споров подтвердила свою эффективность
О развитии в России внесудебных примирительных процедур по налоговым спорам мы беседуем с начальником Управления досудебного урегулирования споров ФНС России Еленой Владимировной Суворовой, много сделавшей для становления этой системы.
- Елена Владимировна, по данным ФНС России, в последние годы уменьшается число налоговых споров, рассматриваемых в досудебном порядке и судами. Поставленные еще в 2008-2009 гг. цели достигнуты?
- Главное достижение - это значительное уменьшение споров с налоговыми органами. После того как в 2009 г. была введена процедура обязательного досудебного обжалования, количество поступающих жалоб снизилось на 35%, число судебных споров с налоговыми органами сократилось почти в три раза.
С 1 января 2014 года эта процедура распространена на все налоговые органы. В связи с чем в 2014 г. наблюдалось временное увеличение числа жалоб, но принятые налоговыми органами меры по предотвращению споров и повышению качества налогового администрирования помогли уменьшить количество жалоб в 2015 г. более чем на 5% по сравнению с 2014 г.
Безусловно, в свете меняющегося законодательства и расширения форм и методов взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками сложно полностью исключить жалобы на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц и на акты ненормативного характера, но Служба продолжает работу в этом направлении.
- Каковы сегодняшние задачи?
- Основная задача - эффективное доведение правовой позиции Службы до налогоплательщиков, в том числе посредством имеющихся на сайте ФНС России онлайн - сервисов, а также дальнейшее развитие внесудебных примирительных процедур.
Кроме того, с 2016 г. на подразделения досудебного урегулирования споров вышестоящих налоговых органов возложены функции по рассмотрению жалоб по спорам не только налоговым, но и связанным с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с процедурой проверки соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения.
Сейчас наша задача - формирование единых принципов и подходов к объективному, полному и всестороннему рассмотрению таких жалоб.
- Среди функций вашего управления - методологическое обеспечение работы налоговых органов по досудебному урегулированию споров. Какие вопросы возникают чаще всего, есть ли решения по ним в общем доступе?
- Методологических вопросов возникает довольно много: применение кадастровой стоимости, порядок заявления имущественных налоговых вычетов, вопросы, связанные с вычетами по НДС, налогообложение при специальных налоговых режимах.
Очень важно, чтобы методологические подходы и практика толкования норм закона были едиными, понятными и прогнозируемыми для налогоплательщиков. Поэтому так нужны унификация правовых подходов и доведение позиции Службы до территориальных налоговых органов и налогоплательщиков.
По ряду спорных вопросов Федеральная налоговая служба направляет в территориальные органы свои рекомендации. Нашу позицию, согласованную с Минфином России, по наиболее актуальным проблемам правоприменительной практики все заинтересованные лица могут найти в информационном сервисе "Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов". Сервис еженедельно пополняется разъяснениями методологии исчисления и уплаты налогов и сборов.
Службой разработан и регулярно обновляется интерактивный сервис "Решения по жалобам", позволяющий ознакомиться с решениями вышестоящих органов, принятыми по результатам рассмотрения жалоб. Пользователи могут соотнести свою позицию с административным решением по аналогичному вопросу. Решения также размещаются в справочных правовых системах "КонсультантПлюс" и "Гарант".
- Планирует ли ФНС России открыть доступ к решениям региональных управлений по апелляционным жалобам налогоплательщиков, как это сделано, например, в Картотеке арбитражных дел "Мой арбитр"?
- Сейчас в сервисе "Решения по жалобам" можно в свободном доступе посмотреть часто встречающиеся и наиболее значимые решения по налоговым спорам по жалобам (апелляционным жалобам), принятые как Федеральной налоговой службой, так и региональными управлениями. Там же размещены административные решения по спорам, возникающим в рамках реализации полномочий по государственной регистрации.
Мы развиваем сервис с учетом мнения налогоплательщиков, неоднократно высказывавших свои предложения по публикации решений. С этого года решения будут публиковаться с номером и датой, с указанием конкретного управления по субъекту РФ, что позволит налогоплательщикам ссылаться на них.
Решения будут публиковаться с кратким изложением фактических обстоятельств спора и правовых позиций налогоплательщика и налогового органа. Кроме того, с целью унификации подходов Служба предложит обратную связь: пользователь сможет сообщить о несовпадении подхода налогового органа в решении по его жалобе и позиции в решении, размещенном на сайте ФНС России.
- Пользуются ли налогоплательщики правом обжаловать бездействие налогового органа. Какова практика?
- Возможность обжалования действия (бездействия) должностных лиц - важный и эффективный инструмент защиты прав налогоплательщиков. В 2015 г. такие жалобы составили около 16% от общего количества рассмотренных налоговыми органами.
Налогоплательщик имеет право обратиться с жалобой в течение года с момента, когда узнал о нарушении своих прав. Такая жалоба рассматривается 15 дней.
В 2015г. удовлетворено около 20% жалоб. Нередко причина обращения связана с невыдачей справок или каких-либо документов в предусмотренный законодательством о налогах и сборах срок. Часть таких жалоб обусловлена недостаточной информированностью заявителей о порядке применения норм закона. Мы принимаем меры, чтобы исправить ситуацию, и призываем налогоплательщиков больше интересоваться правоприменительной практикой и пользоваться сервисами Службы.
- Чтобы не допустить спора или урегулировать его как можно раньше, стороны должны раскрыться - представить больше информации. Охотно ли идут на это налогоплательщики или стараются до последнего не представлять всех документов?
- В ходе проверки налоговый орган должен проанализировать, сопоставить и оценить все документы и информацию, имеющие значение для формулирования выводов о правильности исчисления и уплаты налогов. Когда налогоплательщики в ходе проверок полно и оперативно раскрывают информацию о своей деятельности, об операциях, это позволяет устранить сомнения и избежать ряда налоговых претензий.
Как показывает опыт, чаще уклоняются от представления сведений и документов недобросовестные лица, у которых есть причины предполагать, что по спорным операциям может быть сделан вывод о получении необоснованной налоговой выгоды. Их цель - затянуть представление документов до того момента, когда инспекция в рамках своих полномочий будет лишена возможности провести какие-либо контрольные мероприятия.
- Есть ли жалобы по требованиям о представлении документов?
- В нашей практике возникают вопросы к порядку выставления требований, их содержанию, правомерности привлечения к ответственности за несвоевременное представление документов. Основные претензии налогоплательщиков сводятся к большому количеству запрашиваемых документов или неконкретным требованиям. Да, в материалах по жалобам встречаются требования, где не конкретизированы запрашиваемые документы. Это усложняет, а иногда делает невозможным их своевременное исполнение. Мы анализируем причины, по которым в адрес налогоплательщиков направляются такие требования, и принимаем меры, чтобы исключить подобные случаи в дальнейшем. Но хочется также видеть больше желания налогоплательщиков взаимодействовать с налоговыми органами до того, как возникли претензии.
- Что можно посоветовать налогоплательщику в случаях, когда из требования не совсем ясно, какие именно документы запрашиваются, либо очевидно, что их объем очень большой?
- Если возникла неясность в отношении перечня запрашиваемых документов, налогоплательщик может его уточнить, одновременно письменно уведомив налоговый орган о невозможности их представления в указанные сроки. При этом следует назвать причины, по которым документы не могут быть представлены вовремя, и обозначить период, в течение которого требование будет исполнено.
Налоговый орган сможет выставить уточненное требование. Кроме того, на основании такого уведомления руководитель (замруководителя) налогового органа вправе продлить срок представления документов или отказать в продлении, о чем выносится отдельное решение. При принятии решения учитываются причины, по которым налогоплательщик не может вовремя исполнить требование, объем документов, факт их частичной передачи, сроки в которые проверяемый может их представить.
- Часто запрашиваются документы и пояснения по определенной хозяйственной операции, но потом оказывается, что в акте проверки каких-либо претензий по этой операции не зафиксировано. Что это значит для налогоплательщика?
- В ходе проверки анализируется вся финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика. И вполне логично, что при выявлении искажений и противоречий в содержании исследуемых документов возникает необходимость в его пояснениях или истребовании у него дополнительных документов.
В акте же налоговой проверки отражаются документально подтвержденные установленные по ее результатам факты нарушений законодательства о налогах и сборах. Таким образом, неотражение в акте проверки претензий или оценки в отношении какой-либо конкретной операции означает невыявление налоговых правонарушений.
- Будут ли собранные доказательства использованы в другой проверке?
- Представленные налогоплательщиком документы повторно не могут быть истребованы инспекцией при проведении камеральных или выездных проверок. Вместе с тем Налоговым кодексом РФ определено, что имеющиеся в налоговом органе материалы, касающиеся налогоплательщика, могут быть использованы в иных мероприятиях контроля, в том числе в отношении других налогоплательщиков.
- Обратимся к ситуации, когда в акте проверки есть эпизод, влекущий доначисление налога, но при рассмотрении возражений на акт или апелляционной жалобы этот эпизод "снимается". На Ваш взгляд, должна ли инспекция в решении по проверке (жалобе) мотивировать свое действие? Обязан ли вышестоящий налоговый орган указать, какие именно доводы налогоплательщика признаны?
- Возражения на акт проверки - один из способов защиты налогоплательщиком своих прав, позволяющий до вынесения решения по проверке высказать свое несогласие, привести дополнительные аргументы. Каждый изложенный в возражениях или заявленный при рассмотрении материалов проверки довод будет изучен и оценен контролирующим органом. Результаты оценки подлежат отражению в решении по проверке независимо от того, согласился налоговый орган с доводом или нет. Это требование закреплено в пункте 8 статьи 101 НК РФ.
В аналогичном порядке излагаются решения по жалобам, так как целью досудебного урегулирования является объективное, обоснованное рассмотрение спора и устранение ошибок в дальнейшем.
- Пример из практики: управление, отменяя решение инспекции в части, не пересчитало суммы налогов, пеней и штрафов, а направило этот акт в нижестоящий орган. Каков статус подобного решения?
- Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, в случае частичной отмены решения нижестоящего органа вправе самостоятельно пересчитать налоговые обязательства. Но в ряде ситуаций решение нижестоящего органа отменяется в отношении не какого-либо налога, а конкретной хозяйственной операции, сделки или контрагента - исходя из заявленных требований налогоплательщика.
При отмене решения в части само поручение нижестоящему органы пересчитать налоговые обязательства не нарушает прав налогоплательщика. Это позволяет сделать перерасчет с учетом фактических обязательств налогоплательщика на текущую дату.
При рассмотрении жалобы налогоплательщика вышестоящий налоговый орган не может ухудшить его положение посредством предъявления дополнительных налоговых платежей, которых нет в оспариваемом решении. Но он вправе дополнить и (или) изменить приведенное в обжалуемом решении правовое основание доначислений, привести их в соответствие с учетом исправления арифметических ошибок. Например, речь может идти об исправлении итоговых показателей, которые не соответствуют предложенной в решении формуле или алгоритму расчета. Наша позиция аналогична той, что изложена в разъяснениях ВАС РФ.
Журнал "Налоговед" №7, июль 2016