янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Добросовестность в современном праве: судебная практика, закон и реальные проблемы бизнеса
Что такое добросовестность с точки зрения закона? Почему бизнесу важно знать о нормах права, связанных с этим понятием? Как защитить себя и свое дело от недобросовестных контрагентов и органов власти? Об этом иркутянам расскажут на семинаре-встрече «Добросовестность как практический инструмент в бизнесе», который пройдет 10 ноября с 12-00 до 17-00 в иркутской библиотеке Молчанова-Сибирского, зал № 204.
Модератор встречи – Андрей Владимирович Егоров, к.ю.н., профессор, первый заместитель председателя Совета Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ, главный редактор журнала «Арбитражная практика для юристов», действительный государственный советник юстиции 2 класса.
В программу семинара входит лекция о понятии добросовестности, нормах права, связанных с ним, судебной практике. В преддверии мероприятия Андрей Егоров рассказал о том, в каких ситуациях можно применить нормы Гражданского кодекса, апеллирующие к понятию добросовестности и о различных случаях из судебной практики Высшего Арбитражного Суда.
Добросовестность в целом
При разработке новых положений Гражданского кодекса о добросовестности главная идея заключалась в том, чтобы сформулировать один общий принцип, затем конкретизировать понятие уже других статьях кодекса, регулирующих те или иные отношения. Для некоторых правоотношений прежняя редакция Кодекса и раньше предусматривала необходимость оценки с точки зрения добросовестности. Самый яркий пример – добросовестность в вещном праве. Статья 302 ГК РФ регулирует возможность виндикации (требования возврата – прим. ред) вещи собственником у приобретателя этой вещи в зависимости от добросовестности последнего.
Однако ситуации, в которых требуется проверка добросовестности, не ограничивается только сферой вещных отношений. Они распространены также в корпоративных и обязательственных правоотношениях.
В корпоративных отношениях
В корпоративных спорах проверка добросовестности (в субъективном смысле) требуется при оспаривании некоторых сделок. Например, сделка может быть признана недействительной, если одна из сторон знала о том, что условия невыполнимы, то есть вела себя недобросовестно.
Нормы статьи о добросовестности позволяют бороться с практикой «откатов» – заключения договоров на невыгодных условиях в обмен на личное вознаграждение. Также она позволяет оспаривать сделки, которые руководитель заключает в ущерб компании. Однако возможность признания сделки недействительной по-прежнему зависит от добросовестности другой стороны (от ее осведомленности об ограничении полномочий).
Еще одна сфера применения принципа добросовестности в корпоративных отношениях (на этот раз – в объективном смысле) – это ответственность руководителя компании за его недобросовестные действия (бездействие), которые причинили компании убытки. По закону представитель компании обязан действовать добросовестно и разумно, принимая решения, касающиеся его предприятия. Если директор нарушает эту обязанность, он должен возместить причиненные юридическому лицу убытки.
Вопрос оценки добросовестности возникает также при оспаривании сделок, заключенных так называемыми лжедиректорами. О таких ситуациях также планируется поговорить на семинаре 10 ноября. Отметим, что сейчас в законодательстве эта проблема не урегулирована.
Оспаривание сделок
В ГК была заложена идея об уменьшении возможностей оспаривания сделок из-за их формальных недостатков. Нормы закона позволят лишить такой возможности недобросовестных лиц. В России нередко одна сторона может заключить сделку, зная, что она по каким-либо основаниям ничтожна, но молчать об этом, пока сделка ей выгодна, а как только она становится невыгодной, заявить о ее ничтожности. Это явно недобросовестное поведение, и за рубежом подобные «фокусы» запрещены. В развитых правопорядках действует запрет на противоречивое поведение: если лицо своим поведением показывает, что считает сделку действительной, оно не может впоследствии ссылаться на то, что на самом деле сделка недействительна.
Еще один распространенный пример недобросовестного поведения стороны сделки: заключена сделка купли-продажи товара, по каким-либо причинам она ничтожна. Покупатель перепродает этот товар ничего не подозревающему третьему лицу, и после этого первый продавец заявляет требование о признании первой сделки недействительной.
Обман
С добросовестностью связана и статья ГК, посвященная расторжению сделок, заключенных обманным путем. Обманом считается намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить, исходя из требований о добросовестности.
Примечательно, что в европейском законодательстве нет нормы о том, что обманом считается, в том числе, намеренное умолчание о каких-либо обстоятельствах. Там судебная практика самостоятельно дошла до такого толкования понятия «обман». А у нас этому препятствовал нормативистский, слишком формальный подход к пониманию норм права. Считалось, что обманом могут быть только активные действия, раз не сказано иное.
Добросовестность в иных спорах
В судебной практике уже выработан ряд подходов к разрешению некоторых договорных споров, основанных на оценке добросовестности поведения сторон, например, залог, кредиты и проценты, банкротство.