янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Товарный знак и особенности его использования
В последнее время участились случаи обращений предпринимателей в аппарат Уполномоченного в связи с предъявлением к ним претензий и исков о незаконном использовании торговых знаков. Особенно это касается мелкого бизнеса, осуществляющего торговлю детскими товарами с использованием изображений из известных мультфильмов («Лунтик», «Фиксики», «Маша и медведь» и т.д.). Рассмотрение подобных обращений не входит в компетенцию Уполномоченного по защите прав предпринимателей, однако ввиду актуальности проблемы мы не могли оставить ее без внимания.
Аппарат Уполномоченного неоднократно разъяснял необходимость соблюдения прав правообладателей товарных знаков (http://www.ombudsmanbiz-irk.ru/news/law/info/456/, http://www.ombudsmanbiz-irk.ru/news/law/info/478/ ), тем не менее количество судебных споров, связанных с нарушением использования прав на товарные знаки, неуклонно растет.
На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство, которое удостоверяет исключительное право правообладателя на товарный знак.
По общему правилу, исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент либо в случае регистрации товарного знака по выделенной заявке с даты подачи первоначальной заявки (п. 1 ст. 1491 Гражданского кодекса РФ). Однако из этого правила есть одно исключение: правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно (абз. 3 п. 2 ст. 1508 Гражданского кодекса РФ).
Открытые реестры, содержащие сведения о зарегистрированных исключительных правах находятся на официальном сайте Роспатента: http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/
Правообладателю принадлежит исключительное право использования, распоряжения товарным знаком. При этом никто не вправе использовать без разрешения правообладателя товарный знак, сходные с его товарным знаком обозначения, а отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Использовать чужой товарный знак на законных основаниях можно двумя способами, заключив с правообладателем лицензионный договор (статьи 1489-1490 Гражданского кодекса РФ) либо договор об отчуждении исключительного права на товарный знак (статья 1488 Гражданского кодекса РФ). При этом это не единственные легитимные основания использования товарного знака. Судебная практика исходит из того, что наличие разрешения правообладателя (письма-согласия) также может подтверждать правомерность использования интеллектуальной собственности.
Напомним, что незаконное использование товарного знака влечет за собой не только административную (ст. 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и уголовную ответственность (ст. 180 Уголовного кодекса РФ), но и гражданско-правовую (ст. 1515 Гражданского кодекса РФ). Безусловно, правообладатели заинтересованы, в первую очередь, в возмещении убытков, полученных в результате нарушения их исключительных прав.
Нарушением исключительного права правообладателя является размещение зарегистрированного им товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на товарах, этикетках и упаковках товаров (пункт 1 статьи 1515 Гражданского кодекса РФ). Подобные товары признаются контрафактными, а правообладатель имеет право требовать:
1) изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (п. 2 ст. 1515 Гражданского кодекса РФ);
2) по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты одной из двух компенсаций (п. 4 ст. 1515 Гражданского кодекса РФ):
- либо в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
- либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования знака, определяемой исходя из цены, которая обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Как показывает судебная практика, чаще всего правообладатели товарного знака требуют взыскания компенсации, так как доказать размер понесенных убытков намного сложнее.
При рассмотрении арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, доказательствами незаконного распространения контрафактной продукции путем розничной продажи согласно разъяснениям пункта 6 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, утвержденного Информационным письмом от 13 декабря 2007 года № 122 Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, могут выступать кассовый чек, отчет частного детектива, свидетельские показания.
В соответствии со статьями 426, 492 и 494 Гражданского кодекса РФ выставление на продажу спорной продукции свидетельствует о наличии со стороны ответчика публичной оферты, а факт ее продажи подтверждается видеозаписью процесса покупки. В силу части 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ осуществление видеосъемки при фиксации факта распространения контрафактной продукции является соразмерным и допустимым способом самозащиты, и видеозапись отвечает признакам относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Решение о размере компенсации принимается судом исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
При определении размера компенсации учитываются следующие факторы:
- характер нарушения;
- срок незаконного использования товарного знака;
- степень вины лица, нарушившего права владельца товарного знака;
- однократность или многократность нарушения;
- возможные убытки владельца товарного знака.
В судебной практике имеется тенденция к снижению судами размера компенсации, заявляемого правообладателем.
Наиболее подробно вопросы, связанные со снижением размера компенсации изложены в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 г.
Безусловно, предпринимателям необходимо проявлять должную осмотрительность в вопросах, связанных с приобретением в предпринимательских целях товаров, проверять законность использования товарного знака продавцом (поставщиком) или изготовителем, в том числе письменно запрашивать документы, подтверждающие наличие соответствующих прав.
Необходимо обратить внимание на то, что предприниматель, с которого взыскана компенсация за незаконное использование товарного знака, вправе предъявить претензию (иск) о возмещении убытков к поставщику, импортеру, изготовителю контрафактной продукции. При этом бизнесмен обязан доказать, что в соответствии с законодательством и обычаями делового оборота он не знал и не мог знать о том, что товар является контрафактным.
Рекомендуемая судебная практика:
- Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 г.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»
- Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.12.2007 № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности»
- Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2017 г. N 305-ЭС16-13233