янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
О Схеме размещения нестационарных торговых объектов в Иркутске и защите прав предпринимателей при осуществлении действий органами власти при процедурах демонтажа
Схема размещения НТО на территории города Иркутска продлена до 1 января 2020 года. Администрация города Иркутска приняла постановление от 28.12.2018 г. №031-06-1219/8 «О внесении изменения в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 г. № 031-06-3192/11».
Напомним, что федеральный законодатель, определяя основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, с 1 марта 2015 г. в главе V.6 Земельного кодекса РФ установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Указанную правовую позицию поддерживает Уполномоченный.
Представленная правовая позиция соответствует сформированной судебной практике по арбитражным делам №№ А19-17376/2017, А33-52/2016, А19-5062/2017, А19-5732/2017, А19-5730/2017, А19-23738/2017, А19-22938/2017, А19-9923/2017, А19-5062/2017. Также доводы, свидетельствующие в пользу представленной правовой позиции имеются в недавно принятых постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 8 ноября 2018 года по делам №№ А19-15725/2017 и А19-25755/2017, в постановлениях Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2018 г. по делу № А19-14134/2018, от 29 ноября 2018 г. по делу № А19-24007/2017.
Следует отметить, что данная судебная практика выглядит логично для Иркутской области с учетом отсутствия региональных (муниципальных) нормативных правовых актов в сфере размещения нестационарных торговых объектов до середины 2018 года.
Несмотря на то, что изменения земельного законодательства, позволяющие размещать НТО без договора аренды, действуют с 1 марта 2015 года, только в 2018 году в регионе приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок размещения НТО:
Постановление Правительства Иркутской области от 8 мая 2018 года № 353-пп «Об утверждении Положения об отдельных вопросах размещения нестационарных торговых объектов», которое применяется при размещении НТО на землях, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также на земельных участках, находящихся на территории муниципального образования Иркутск, Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена"
Постановление Администрации города Иркутска от 29.10.2018 г. № 031-06-961/8, утвердившее Положение о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска.
При осуществлении судебной защиты своих прав и законных интересов в спорах о законности демонтажа объектов нестационарной торговли с органами власти важно обратить внимание на соответствие федеральному законодательству названных выше региональных (муниципальных) нормативных актов, в том числе, Земельному кодексу РФ и Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Иркутской области направлены предложения в администрацию города Иркутска о приведении в соответствие нормам федерального законодательства Постановления Администрации города Иркутска от 29.10.2018 г. № 031-06-961/8, утвердившее Положение о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска. По мнению Уполномоченного важновключить в Постановление нормы о переходных положениях, гарантирующих соблюдение прав владельцев НТО, имеющих законные основания на размещение НТО на 1 марта 2015 года.С направленными предложениями можно ознакомиться здесь . Администрация города Иркутска информировала Уполномоченного о возможности внесения предложенных изменений.
Таким образом, на сегодняшний день продолжается поиск решения путем изложения правовых норм, соответствующих федеральному законодательству в региональные (муниципальные) нормативные акты о размещении НТО на территории города Иркутска.
При этом следует обратить внимание, что согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 09.04.2002 г. № 68-О, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан.
______________________________
Постановление администрации города Иркутска от 28.12.2018 г. №031-06-1219/8 «О внесении изменения в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 г. № 031-06-3192/11»
Постановление Правительства Иркутской области от 8 мая 2018 г. № 353-пп «Об утверждении Положения об отдельных вопросах размещения нестационарных торговых объектов»
Постановление администрации города Иркутска от 29.10.2018 г. № 031-06-961/8 «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска»
Правовая позиция для защиты прав предпринимателей – владельцев НТО, схемы размещения НТО по ссылке: http://www.ombudsmanbiz-irk.ru/rucovodstvo_dlya_predprinimateley/