янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Проблемы вывоза ТКО обсудили на круглом столе у бизнес-омбудсмена
В минувшую пятницу, 4 октября, на площадке Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области состоялся круглый стол по проблемным вопросам вывоза ТКО. В нем приняло участие более 30 предпринимателей, руководители организаций - региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также представители органов региональной власти и контрольно-надзорных органов. Обсуждение «мусорной реформы» и ее практической реализации длилось около 2,5 часов.
- Проблемы, порожденные «мусорной реформой», чрезвычайно остры и актуальны как в Иркутской области, так и по всей стране – недаром Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить нормативы ТКО для бизнеса. Что же касается Приангарья, то с тех пор, как вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а на территории области были созданы регоператоры по обращению с ТКО, мы получили более ста жалоб от предпринимателей, - обратился к собравшимся бизнес-омбудсмен Андрей Капитонов. - Причем, дело отнюдь не ограничивается жалобами: к примеру, сейчас в областном суде рассматривается иск к министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, который подали предприниматели из Иркутска, Ангарска и Усолья-Сибирского, требуя пересмотреть нормативы вывоза твёрдых бытовых отходов для юридических лиц. А на прошлой неделе к региональному минЖКХ с тем же вопросом обратилось руководство сразу двадцати муниципалитетов Иркутской области.
Общую позицию бизнес-сообщества выразил общественный представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Жемчужников, который довольно продолжительное время занимается данной проблемой.
- Основная проблема заключается в том, что в области не действуют расчеты по фактическому учету услуг, оказываемых региональными операторами. На мой взгляд, существующие нормативы завышены, а регоператорам банально выгодно данное положение дел, которое, в свою очередь, легитимизируют трактовки закона, используемые минЖКХ и областной прокуратурой. Здесь присутствуют предприниматели, чьи платежи возросли многократно: со ста тысяч до нескольких миллионов рублей. Но при этом количество производимого ими мусора осталось на том же уровне, - подчеркнул Алексей Жемчужников. – Также у меня имеется вопрос к представителям министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, который мы задаем им и в суде: почему замеры для установления нормативов было поручено проводить заинтересованной стороне, а именно, регоператору? Я считаю это недопустимым – как и то, что данные замеры осуществляются келейно, без привлечения общественности. К примеру, в других регионах при этом присутствуют представители муниципалитетов, управляющих компаний, ТОСов, сообществ предпринимателей.
Хотя представители региональных минЖКХ и минприроды и были приглашены к участию в круглом столе, их позиция по данным вопросам озвучена не была.
- Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области вообще не прислало сюда своих представителей, а министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области отправило лишь начальника отдела. Причем, этот представитель минЖКХ никогда предметно не занимался данным вопросом – она возглавляет отнюдь не профильный отдел топлива! На мой взгляд, все это весьма наглядно показывает отношение министерств к данной теме, - отметил Андрей Капитонов.
Зато данную ситуацию прокомментировал глава регионального Управления антимонопольной службы.
- Вопрос номер один: порядок утверждения нормативов и - почему полномочия минЖКХ по мониторингу объемов отходов были переданы «РТ НЭО-Иркутск»? Затем «РТ «НЭО-Иркутск» передало результаты мониторинга в минЖКХ, где на основании этих результатов были разработаны нормативы. Действительно, здесь видны признаки совмещения функций органа власти и хозяйствующего субъекта. Но строго юридически, по тем нормативно-правовым актам, которые действуют в настоящее время – нет императивных норм, которые бы говорили о том, что так делать нельзя. Впрочем, мы со своей стороны произведем разбирательство по этому поводу и сделаем соответствующие выводы, - заявил руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Александр Кулиш. – Второй вопрос: как именно осуществлялись расчеты по определению норматива? Вопрос интересный, тем более что в существующей практике случаи, подобные иркутскому, отсутствуют. Нечто похожее было зафиксировано лишь в Тыве – но там орган исполнительной власти просто взял и утвердил норматив, что называется, с потолка, не производя никаких расчетов.
Также Александр Кулиш сообщил, что ООО «РТ-НЭО-Иркутск» считается субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, а потому будет находиться под контролем Федеральной антимонопольной службы. Тем более, что в течение 2019 года в УФАС уже поступило 21 обращение, касающееся деятельности регоператора, с жалобами на тарифы, а также на уклонение от заключения договора, навязывание невыгодных услуг, неисполнение условий договора.
- На самом деле, у потребителя имелось пять вариантов заключения договора с регоператором, - озвучил свою позицию генеральный директор ООО «РТ-НЭО-Иркутск» Артем Мищенко. - Согласно одному из этих вариантов, например, который действовал в период договорной компании, компании подавали нам декларации, где были указаны объемы ТКО, возникающие в результате деятельности этих компаний – мы же должны были безусловно, безо всяких проверок, принимать данные, указанные в декларациях. Однако многие предприниматели не стали этого делать – в отношении них мы провели расчеты, исходя из имеющихся у нас публичных данных.
По словам Артема Мищенко, те организации, которые не успели или не захотели подать декларации, подпали под другие варианты договоров, в каждом из которых так или иначе фигурируют нормативы, установленные министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. При этом руководитель «РТ-НЭО-Иркутск» заявил, что сам он … тоже не согласен с этими нормативами.
- Любой норматив – это некая усредненная величина, и я солидарен с тем, что он должен рассчитываться по гораздо более сложной формуле, нежели простое среднее арифметическое. Так что, у меня самого имеются вопросы и к нормативам, и к схеме начислений, поскольку я понимаю: если не будет достигнут некий устраивающий всех компромисс, мне никто не станет платить, и я буду обречен на постоянное хождение по судам. А значит, моя основная задача на сегодняшний день и на ближайшее будущее – скорректировать работу регоператора на основании жалоб, претензий, предложений и даже судебных процессов, инициированных недовольными потребителями, - подчеркнул Мищенко. - Как бы ни относились к моим словам предприниматели, их подтверждает существующая практика: мы до сих пор не подали ни одного искового заявления, ожидая, пока ситуация, что называется, не утрясется. Мы не заставляем никого платить, сами несем финансовую ответственность за имеющиеся неплатежи со стороны предпринимателей и готовы к значительным убыткам.
Артем Мищенко продемонстрировал готовность к диалогу с предпринимателями, отвечая и на многие другие их вопросы и претензии. Так, бизнесмены интересовались, возможно ли совместное пользование общей контейнерной площадкой – к примеру, несколькими фирмами, снимающими помещения на территории одного бизнес-центра. И хотя, согласно законодательству, регоператор должен заключать договоры о вывозе ТКО только с собственником отходов (тем, кто их физически образует), по словам Мищенко, сегодня его организация прорабатывает некий довольно простой механизм, который позволит осуществлять такое совместное пользование контейнерными площадками. А в ответ на возмущение предпринимателей тем, что плата за вывоз мусора начисляется и за пустующие помещения, где не осуществляется никакая деятельность, Артем Мищенко заявил, что в данном случае имеется пробел в федеральном законодательстве.
- Мы просто не знаем, что делать с помещениями, которые не эксплуатируются. Мы уже написали запросы в различные ведомства, в том числе и федерального уровня, и нам ответили, что никакого порядка перерасчета на данный момент не существует, - отвечал предпринимателям руководитель «РТ-НЭО-Иркутск». – Точно так же мы еще в декабре прошлого года написали запрос в федеральный Роспотребнадзор: можно ли предпринимателям ставить на общей площадке свой собственный контейнер для мусора? Ответа нет до сих пор.
По некоторым другим острым вопросам стороны диалога, состоявшегося во время круглого стола, пока что к общему знаменателю прийти не смогли. Например, общественный представитель бизнес-омбудсмена по Киренскому району Елена Леженина рассказала собравшимся о том, что весь мусор из Киренска вывозится в Братск – то есть на расстояние в 600 километров.
- Таким образом, порядка 60% суммы тарифа составляют транспортные услуги! При этом муниципалитет (во главе с мэром Николаем Черных, на днях снятым со своего поста за коррупцию) разрешил регоператору складировать мусор (с частичной утилизацией!!!) на бывшей городской свалке, чем он и пользуется на протяжение последних 10-11 месяцев. И все это время, как ни в чем не бывало, используется норматив с включенной в него транспортной составляющей! – говорила Елена Леженина.
- Транспортировка была заложена в тариф, исходя из территориальной схемы – это наш основной документ. Регоператор не занимается обустройством мест хранения ТКО – это полномочия местного самоуправления. И если в Братске, Усть-Илимске и Усть-Куте позаботились о том, чтобы у них были официальные полигоны, зарегистрированные в Госудаоственном реестре объектов размещения отходов, то, к сожалению, город Киренск и Киренский район этого не сделали, - отвечал на это генеральный директор ООО «Братский Полигон ТБО» (регоператор зоны «Север» Иркутской области, с 1 октября сменил наименование на ООО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕВЕРНЫЙ ОПЕРАТОР») Иван Кузнецов. - О том, где мы размещаем отходы: 25 декабря прошлого года премьер-министром Дмитрием Медведевым было подписано Постановление Правительства РФ, дающее нам, регоператорам, возможность утвердить объекты размещения отходов, введенные в эксплуатацию до 1.01.2019 г., с последующей (до 2023 года) их рекультивацией. И мы этим занимаемся: везем отходы на те площадки временного размещения, которые за свой счет приводим в соответствие с требованиями законодательства, обустраивая там всю необходимую инфраструктуру.
Однако, по мнению бизнес-омбудсмена, главное, что диалог заинтересованных сторон все-таки состоялся.
- Мы всегда априори стоим на защите прав предпринимателей, но, тем не менее, понимаем, что реформа состоялась, и жить по-старому уже не получится, - подчеркнул Андрей Капитонов. – Конечно, ни один круглый стол не в состоянии разрешить столь серьезные проблемы и противоречия. Однако крайне важен сам факт состоявшегося разговора: что представители бизнеса и региональных операторов озвучили друг другу свои позиции и услышали друг друга.