янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Возможен ли учет ТКО по факту?
Логичным и закономерным продолжением круглого стола по проблемам «мусорной реформы», состоявшегося 4 октября на площадке бизнес-омбудсмена, стало его обращение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области.
- В работе круглого стола приняло участие более тридцати предпринимателей, выразивших недовольство регионального бизнес-сообщества нынешним положением дел в сфере вывоза ТКО. Их предложения по урегулированию проблемы я направил в адрес губернатора Иркутской области. Кроме того, юристы аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области провели правовой анализ проблем, озвученных бизнесом, и по результатам этого анализа я, как Уполномоченный, счел необходимым направить обращение в Иркутское УФАС, - поясняет Андрей Капитонов.
Предметом обращения Уполномоченного в Иркутское УФАС стал отказ регионального оператора ООО «РТ-НЭО Иркутск» производить учет твердых коммунальных отходов, исходя из их фактического количества и объема. Позиция регоператора, в очередной раз озвученная на круглом столе, заключается в том, что фактический учет вывезенного мусора возможен лишь при наличии у предпринимателя собственной контейнерной площадки с контейнерами для раздельного накопления – иначе однозначно действуют нормативы, принятые министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. Однако учет ТКО по нормативам увеличивает расходы бизнесменов на вывоз мусора в десять и более раз. К слову сказать, эти нормативы сейчас оспариваются в областном суде в рамках иска, который подали к минЖКХ предприниматели из Иркутска, Ангарска и Усолья-Сибирского.
В свою очередь, юристы аппарата Уполномоченного полагают, что позиция регионального оператора говорит о злоупотреблении им доминирующим положением на рынке и нарушении антимонопольного законодательства. Об этом, как сказано в обращении бизнес-омбудсмена, свидетельствует формулировка раздела 5 типовой формы договора на оказание услуг по обращению с ТКО, размещенной на официальном сайте ООО «РТ-НЭО Иркутск», согласно которой учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», расчетным путем только исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
При этом типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», содержит иную формулировку раздела 5, позволяющую выбрать форму учета.
Пункт 5 Правил № 505 устанавливает, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При осуществлении расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет осуществляется в соответствии с подп. «а» п. 5 Правил (п. 6 Правил № 505), то есть только двумя способами: по нормативам накопления или исходя из количества и объема контейнеров (по фактическому объему).
То есть, каких-либо ограничений по применению того или иного способа учета ТКО Правила № 505 не содержат. И это – не только точка зрения юристов бизнес-омбудсмена Приангарья. Ее вполне разделяет и Федеральная антимонопольная служба. К примеру, схожая с иркутской ситуация имела место и в Чувашии, где регоператор в своей деятельности опирался на Письмо председателя кабинета министров Чувашской республики. В нем было сказано, что фактический учет вывоза ТКО может осуществляться лишь с предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в отдельных нежилых зданиях, у которых имеются собственные места накопления ТКО, и исключена возможность использования мест накопления ТКО иных потребителей. Однако эта установка была в пух и прах разбита местным УФАС, а затем позицию чувашских антимонопольщиков поддержали и в центральном ведомстве. ФАС пришла к следующему выводу: «В письме председателя Кабинета Министров Чуваш¬ской Республики от 13.11.2018 № 02/01–121 содержится несоответствие нор¬мам действующего законодательства, что может привести к созданию дискриминационных условий для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме», - порекомендовав напоследок отозвать Письмо и сообщить о выполнении своего предупреждения.
- Благодаря вмешательству моей коллеги, Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Карелия Елены Гнётовой, в Республике уже удалось решить аналогичную проблему с региональным оператором, которому в итоге пришлось внести изменения в типовую форму публичного договора с хозяйствующими субъектами – собственниками ТКО, что предоставило им возможность выбирать способ учёта. И в этом нет ничего удивительного: в законе четко и недвусмысленно изложены «правила игры», которые должны соблюдать все региональные операторы, - говорит Андрей Капитонов. - К слову сказать, наш второй регоператор зоны Север Иркутской области – ООО «Региональный Северный оператор» (ранее – ООО «Братский полигон ТБО») вполне допускает для своих потребителей свободный выбор формы учета – об этом недвусмысленно свидетельствует типовой договор, который размещен на его сайте.