янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Бизнес-омбудсмен – о «регуляторной гильотине» для проверяющих органов
Сегодня среднестатистический отечественный предприниматель живет на рынке не более пяти лет – только за последний год в России закрылось более 700 тыс субъектов малого бизнеса. А в той же Европе, например, какое-то кафе или магазинчик могут работать, переходя от отца к сыну, по 200-300 лет. Для того чтобы изменить нынешнее положение дел в малом и среднем российском бизнесе, в стране начата реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Этому федеральному мегапроекту, другим формам поддержки малого бизнеса, а также популяризации предпринимательства в целом был посвящен круглый стол, состоявшийся в иркутском пресс-центре газеты «Комсомольская правда». Участие в его работе принял и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Андрей Капитонов
Как отметил также участвовавший в «комсомольском» круглом столе замминистра экономического развития Владимир Гордеев, сегодня в России в сфере малого и среднего предпринимательства занято около 19 млн человек, задача государства – к 2024 году довести их количество до 25 млн россиян. Начальная цель нацпроекта – увеличить долю среднего и малого предпринимательства в ВВП страны и в валовых региональных продуктах до 32% (в ряде цивилизованных стран этот показатель достигает и даже превышает 50%). К слову сказать, достичь этой цели в отдельно взятой Иркутской области проще, чем в целом по России: в Приангарье данный показатель составляет сейчас порядка 28% при общероссийских 22%.
Государство сегодня предлагает массу различных инструментов для развития данного сектора экономики. Один из основных - расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке через развитие таких институтов как, например, гарантийные фонды и фонды микрокредитования. Всего же на сегодняшний день по стране насчитывается порядка 600 различных форм поддержки предпринимательства. Причем, власти стремятся свести эти меры воедино – в том числе и географически. Так, в ближайшее время в Иркутске откроется предназначенный для юридических лиц центр «Мой бизнес». Это примерно то же самое, что и уже привычные «Мои документы» для «физиков»: все необходимые организации собраны под одной крышей, а не разбросаны по разным концам города. Этот «супермаркет для предпринимателей» заработает уже в нынешнем году по адресу ул.Рабочая,2 (там разместятся. Фонд поддержки предпринимательства, Гарантийный фонд и другие институты развития бизнеса).
Однако, по мнению Уполномоченного по защите прав предпринимателей, всех этих мер, тем не менее, будет недостаточно для создания плодотворной бизнес-среды. В своем выступлении перед собравшимися Андрей Капитонов основное внимание уделил органам контроля и надзора. По его словам, несмотря на призыв Президента «не кошмарить бизнес», различные проверки часто становятся предметом для жалоб и обращений бизнесменов в аппарат Уполномоченного.
- Скажем, Роспотребнадзор использует в своей работе множество различных СанПиНов и нормативов, некоторые из которых действуют еще с 60-х годов прошлого столетия. Так, согласно одному из них, посуду необходимо мыть только ветошью, а второй утверждает, что толщина омлета должна составлять ни много, ни мало, а ровно 3 см, - утверждает Андрей Капитонов. - Это дает проверяющим массу поводов для замечаний и протоколов: почему вы, уважаемые, к примеру, моете посуду тряпками?
Свои надежды на изменение данной ситуации бизнес-омбудсмен возлагает на так называемую «регуляторную гильотину», которая должна заработать в стране в конце года. Этот инструмент заставит все надзорные органы ЧЕТКО ОБОСНОВАТЬ все свои нормативы – только обоснованным требованиям будет предоставлено право на жизнь, все же остальные, не соответствующие духу времени и окружающей реальности, окажутся за бортом уже 1 января 2020 года.
Кроме того, бизнес-омбудсмен с оптимизмом высказался о риск-ориентированном подходе, активно сейчас насаждаемом в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности и занимающихся ей органов.
То есть, каждый контрольный орган в идеале должен ранжировать все свои поднадзорные объекты исходя из степени риска для населения (например, в случае с продуктовым павильоном около жилого дома он будет явно меньше чем при опасном химическом производстве). Соответственно, наиболее опасным объектам и должно уделяться повышенное внимание проверяющих. Зато различным проверкам стоит как можно реже заглядывать к тем компаниям, чья деятельность не несет особого риска для населения – возможно, визиты к ним следует производить лишь в случае поступления каких-либо жалоб или других настораживающих сигналов, - рассказывает Андрей Капитонов. – Кстати, на западе России такой подход с каждым днем применяется все чаще и шире – об этом я постоянно узнаю из общения с коллегами из других регионов. Кое-где проверяющие буквально на глазах переформатируются в неких «сервисменов для бизнеса»! Хотелось бы, чтобы эта тенденция в полной мере проявилась и у нас, в Иркутской области.