Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

Смотрите новости за:
  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

19 февраля

Нестационарной торговле Иркутска необходимо правовое регулирование

В последние годы для Иркутска очень острой является проблема массового расторжения договоров аренды земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов. В связи с этим Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Иркутской области подготовлен ряд предложений по совершенствованию региональной и муниципальной нормативно-правовой базы в области НТО. Эти предложения направлены в прокуратуру Иркутской области, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, а также в Службу потребительского рынка и лицензирования Иркутской области.
 
Предлагается внести изменения в следующие нормативные акты:
 
- Эти предложения были сформированы по итогам анализа нормативной базы города Иркутска в сфере размещения нестационарных торговых объектов, обширной правоприменительной практики, а также многочисленных обращений и жалоб предпринимателей. Кроме того, юристы аппарата Уполномоченного принимали непосредственное участие в ряде судебных процессов, связанных с нынешней политикой иркутской администрации по всемерному сокращению количества НТО на улицах города, - поясняет Андрей Капитонов. - Я считаю эту  политику ошибочной. Например, в Лондоне торговцы на ярмарках или с уличных лотков имеют бессрочные разрешения на торговлю, передаваемые по наследству из поколения в поколение — известны даже династии уличных торговцев, существующие больше сотни лет. И формирование именно такой модели в России является жизненно важной задачей как для экономики страны, так и для создания комфортной потребительской среды.
 
Нужно отметить, что позицию иркутского бизнес-омбудсмена вполне разделяют и федеральные органы власти. К примеру, в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденной Минпромторгом России, сказано буквально следующее: «При отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес». Требуется также упрощение и сокращение сроков процедуры размещения новых торговых объектов для удовлетворения потребностей как населения в услугах торговли, так и хозяйствующих субъектов, желающих открывать новый торговый бизнес либо расширять существующий». 
 
Эти положения перешли в проект Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года. И, кстати, об этом же самом, практически слово в слово говорится и в Концепции «Развития торговли в городе Иркутске до 2027 года», которая была принята администрацией г. Иркутска в 2017 году (Распоряжение №182-02-383/7-1 от 31.05.2017 г.). Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к первому и второму абзацам пункта 8.4 данного документа.
 
Указанная позиция подтверждена также Конституционным и Верховным Судами Российской Федерации. Так, Конституционный Суд еще пять лет назад вынес соответствующее определение (от 29 января 2015 г. № 225-О) по жалобе администрации города Иркутска, оспаривающей конституционность положения части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». А несколько месяцев назад, в минувшем сентябре, Верховный Суд РФ принял апелляционное определение по делу чебоксарского предпринимателя, который оспорил исключение местной администрацией места размещения своего фактически действующего торгового павильона из Схемы размещения НТО. 
 
- Таким образом, действующее законодательство не должно позволять органам местного самоуправления проводить в жизнь практики, направленные на ущемление прав малого торгового бизнеса, - убежден бизнес-омбудсмен. - Поэтому  в целях дальнейшего развития предпринимательства в городе Иркутске, а также для обеспечения стабильности и законности я считаю необходимым приведение правового регулирования в сфере размещения НТО в соответствие с позициями высших судебных инстанций и Правительства российской Федерации.
 
Документы по теме: