Смотрите новости за:
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
03 марта
Байкальская природная территория — территория неопределенности
Для того, чтобы успешно развивать туризм и предпринимательство на Байкале, а также в иных рекреационных зонах Прибайкалья, необходимы четкие и недвусмысленные «правила игры». На этом сошлись все участники круглого стола «Гражданско-правовые проблемы комплексного развития Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ)», который состоялся 25 февраля на площадке Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области.
- Со своими жалобами и предложениями к нам обращается очень много предпринимателей, работающих в пределах Байкальской природной территории. Некоторые из них сегодня присутствуют здесь - как и представители органов государственной власти, местного самоуправления, контролирующих и надзорных органов и общественных организаций, - отметил Андрей Капитонов, открывая работу круглого стола. - Все мы понимаем, что главная проблема, собравшая нас сегодня — несовершенство законодательства, регулирующего режим использования данной территории. Быть может, пришло время обратиться к депутатам Законодательного собрания Иркутской области, которые в силу своего статуса могут выступать с инициативами по внесению изменений в федеральные законы. Но для этого всем заинтересованным сторонам необходимо сначала «сверить часы» в ходе откровенного разговора, а также попытаться разработать инструменты для решения этой проблемы.
Этот откровенный разговор начала хозяйка Музея кукол в Листвянке Оксана Токмакова:
- Деятельность частных музеев в России никак не регулируется, поэтому мы используем все, что разрешено. Как вы знаете, индивидуальный предприниматель имеет право использовать в работе все свое имущество. Кроме того, Жилищный кодекс РФ гласит, что любой гражданин России вправе использовать свое жилое помещение для осуществления предпринимательской деятельности. Для этого необходимо лишь соблюдение четырех условий: помещение должно обладать статусом жилого, предприниматель должен быть собственником данного помещения, постоянно проживать в нем, а другие члены семьи не должны иметь претензий и возражений против предпринимательской деятельности своего родственника.
Вот и Оксана Токмакова с мужем приобрели в Листвянке участок земли, на котором расположено двухэтажное здание, и поселились там. В купленном доме Токмаковы и разместили на постоянной основе коллекцию кукол, которая демонстрировалась посетителям за небольшую плату. Так они работали до того момента, когда в Управление Росреестра по Иркутской области поступила жалоба, реагируя на которую, этот орган выдвинул претензию, что супруги незаконно используют свой земельный участок не по целевому назначению.
- Мы тщетно пытались разъяснить специалистам Госкадастра, что они смешивают имущественные и земельные отношения: наш музей не использует отдельно стоящего здания, он занимает две комнаты внутри жилого помещения, где мы — семья из пяти человек — проживаем на постоянной основе. У нас имеется и заключение жилнадзора о том, что дом используется по целевому назначению, - рассказывает предпринимательница. - Согласно целевому назначению используется и земельный участок, где находятся картофельное поле, грядки, цветочные клумбы, курятник, свинарник и т. п. Тем не менее нас заставляют либо закрыть музей, либо переоформить все 24 сотки земли под коммерческое использование — и платить за них соответствующие налоги. Но, не смотря на решение Четвертого арбитражного апелляционного суда, принятое в нашу пользу, проблема до сих пор не разрешена.
- И таких историй много, причем, не только на берегах Байкала. В такой же ситуации находятся и многие жители родины святителя Иннокентия - села Анга, и жители Хор-Тагны, входящей в Ассоциацию самых красивых деревень России, которые хотели бы развивать такое направление туризма, как крестьянское гостеприимство, - прокомментировала эту ситуацию общественный представитель Уполномоченного в сфере кадастра и земельных отношений Юлия Саенко, которая является одним из ведущих российских экспертов в данной сфере. - Но, справедливости ради, нужно отметить, что на том же Байкале хватает и неконтролируемого, «дикого» бизнеса, когда турбазы размещаются там, где по документам разрешено всего лишь индивидуальное жилищное строительство — таким образом горе-бизнесмены уходят от налогов и избегают необходимых проверок. Эти нелегальные турбазы во многом и сформировали у контролирующих органов такой безапелляционный подход, жертвой которого стал музей кукол в Листвянке: как говорится, лес рубят — щепки летят...
Действительно, надзорная деятельность органов прокуратуры выявила и в Листвянке, и на Ольхоне, и на других участках байкальского побережья множество случаев, когда люди, пользуясь разрешением на индивидуальное жилое строительство, возводили рекреационные объекты.
- Более того, зафиксированы многочисленные ситуации, когда на территории таких объектов из-за несоблюдения норм пожарной или, к примеру, санитарно-эпидемиологической безопасности подвергались риску жизнь и здоровье проживающих там граждан. Поэтому прокуратура исходит из того, что, если мы имеем дело с объектом предпринимательской деятельности, то это должно быть нежилое здание, где соблюдаются все необходимые нормы безопасности, - пояснила прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Иркутской области Ольга Каримова. - Нашу позицию подтверждает решение Иркутского областного суда, принятое в октябре 2019 года по делу Правил землепользования и застройки Шара-Тоготского муниципального образования. Кроме того, перед обращением в суд мы консультировались со Службой архитектуры Иркутской области, которая подтвердила, что в жилой зоне невозможно устанавливать ни вспомогательный, ни условно разрешенный виды использования, связанные с предпринимательской деятельностью
Также, по словам Ольги Каримовой, на Байкальской природной территории действует множество ограничений и запретов, связанных с тем, что это — объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Но вместе с тем, по мнению прокурора, существующее законодательство, в том числе принятое в 2000-е годы, зачастую не содержит необходимого понятийного аппарата — таким образом, уже давно назрела необходимость конкретизации многих понятий, связанных с природопользованием.
В самом деле, на данный момент не являются бесспорными даже границы: как территории ЮНЕСКО, так и Прибайкальского национального парка. К примеру, сегодня очень острым является вопрос обжалования генеральных планов поселений, расположенных на территории Прибайкальского национального парка, где проживает около 13 тысяч жителей. Дело в том, что в 90% случаев генеральные планы были приняты без согласования с Минприроды России. В результате уже признан недействующим генеральный план Хужирского муниципального образования, такая же ситуация имеет место и в Листвянке. По остальным семи десяткам муниципалитетов в зоне Байкальской природной территории в данный момент идут проверки — со вполне предсказуемым результатом. Вслед за генеральными планами будут признаны недействительными и Правила землепользования и застройки в этих поселениях.
- Более того, до сих пор не существует ни одного нормативно-правового акта, который утверждает границы Прибайкальского национального парка, в которые входят населенные пункты, - утверждает член Бюро по защите прав предпринимателей ИРО «ОПОРА РОССИИ» Павел Шиц. - Мы до сих пор не понимаем, на каком основании генпланы нужно согласовывать с Минприроды, если нет границ нацпарка, в которые входят эти населенные пункты. В связи с этим возникает еще одна серьезная проблема: все договоры аренды, которые заключались на территории данных населенных пунктов, признаются ничтожными. То есть, все возведенные там объекты являются незаконными и подлежат сносу. Мы целый год плотно занимаемся этим вопросом применительно к одному из туристических объектов на Ольхоне, по которому уже вынесено решение в трех судебных инстанциях. Нанимали геодезистов, потратив не один миллион рублей, и изучили данную тему вдоль и поперек.
- Вопрос границ национальных парков действительно стоит сегодня очень остро и обсуждается на всех уровнях, - отметила Юлия Саенко. - К слову сказать, на Национальном лесном форуме в прошлом году по этому поводу выступали не только иркутяне, но и представители Тункинского и Приморского нацпарков — и у всех примерно одна и та же ситуация.
И эта ситуация, по мнению многих участников круглого стола, не выдерживает никакой критики с позиций здравого смысла. В самом деле: сначала муниципалитеты тратят немалые деньги, нанимая специалистов для разработки генплана, затем этот генплан рассматривается и утверждается муниципальной думой — а затем правила меняются и все приходится начинать сначала. Но за это время многие предприниматели, занятые в сфере туристического бизнеса, успели построить свои объекты и даже более того — получить в Федеральной регистрационной службе свидетельства на право собственности. А когда эти объекты сносятся после изменения «правил игры», все отчего-то удивляются отсутствию крупных инвестиций в туристический бизнес.
Все это привело к тому, что на сегодняшний день потерялась какая-то определенность даже у многих сотрудников контролирующих органов. В частности, известны примеры, когда чиновники Росимущества автоматически отказывают на обращения о выделении земельного участка — только затем, чтобы предприниматель обжаловал этот отказ в суде, и чтобы суд подтвердил возможность выделения данного участка.
- Перед нами не стоит задача обвинить какие-то конкретные органы. Проблемы возникают в тех случаях, когда закон и подзаконные акты были написаны таким образом, что их можно толковать по-разному, - отметила по данному поводу Юлия Саенко.
В результате более чем трехчасового обсуждения данных проблем участники круглого стола приняли решение о создании рабочей группы при бизнес-омбудсмене — ее задачей является выработка предложений и путей решения проблем, стоящих перед предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на Байкальской природной территории. Кстати, первые такие предложения поступили сразу же, в ходе круглого стола. Например, исполнительный директор Ассоциации предпринимателей туристического бизнеса Байкальского региона Анастасия Тетерина говорила о возможности индустрии гостеприимства с использованием жилых помещений:
- До конца 2019 года существовали ГОСТы для услуг малых средств размещения, где были детально регламентированы статус, условия использования и требования безопасности, предъявляемые к шале, сельским гостевым домам, гостевым комнатам. На основании данных ГОСТов было возможно пройти сертификацию — кстати, ее в свое время и прошли многие участники Ассоциации предпринимателей туристического бизнеса Байкальского региона. Эти государственные стандарты были упразднены вместе с прочими ГОСТами — прошлогодняя «регуляторная гильотина» в ряде случаев не сумела «отделить мух от котлет». Однако данный механизм можно возродить и использовать как основу для компромисса.
Кандидат биологических наук, доцент кафедры прикладной экологии и туризма ИрГСХА, член общественного совета Росприроднадзора Иркутской области и научно-технического совета Байкало-Ленского заповедника и Прибайкальского национального парка, редактор раздела млекопитающих Красной книги Иркутской области Дмитрий Медведев говорил о необходимости консолидации на современном уровне местного населения, местного бизнеса и природоохранных структур.
- Более того, как член научно-технического совета Прибайкальского национального парка, я считаю, что местное население должно участвовать в управлении парком, - подчеркнул Дмитрий Медведев.
А бизнес-омбудсмен Андрей Капитонов предложил разработать законодательный механизм, который бы позволял населенным пунктам на территории нацпарка досогласовать с Минприроды России существующие генпланы. Свои предложения по развитию Байкальской природной территории могут присылать и все заинтересованные читатели данного пресс-релиза. Электронный адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области: irkutsk@ombudsmanbiz.ru