янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Пресс-конференция с Алексеем Москаленко завершилась на сайте IRK.ru
Пресс-конференция на IRK.ru была посвящена защите прав и интересов предпринимателей. Читатели областного информационного портала задали Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Иркутской области ряд вопросов, касающихся специфики его деятельности, результатов работы и планов на будущее, а также проблем, с которыми чаще всего сталкиваются предприниматели.
1. Алексей Алексеевич, на что будет больше делаться акцент в вашей деятельности: на разбирательства в конкретных делах по отдельным фактам правонарушений либо на аналитическую работу по выработке превентивных мер по предотвращению правонарушений в сфере предпринимательства, включая использование законодательной инициативы для формирования соответствующих правовых условий?
Моя главная задача – сделать условия ведения бизнеса более комфортными, стимулирующими его развитие, поэтому, естественно, я собираюсь пользоваться правом законодательной инициативы, которым наделяет меня областной закон «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей».
Улучшение делового климата – задача неимоверно сложная, и для ее решения необходимо проводить достаточно большую аналитическую и статистическую работу, которая как раз и возникает из ежедневной работы над обращениями предпринимателей. Плюс к этому мы тесно сотрудничаем с коллегами из других регионов, выявляя системные проблемы, решение которых потребует активизировать различные законодательные инициативы.
2. Можете ли Вы помочь предпринимателю в случае, если дело уже направлено в суд? Как понять, стоит ли вообще обращаться и в какой момент?
Если дело направлено в суд и по нему еще не принято решение, то вы можете обратиться к нам за помощью. Хотя, если проблема, которая рассматривается в суде, системная, то у федерального бизнес-омбудсмена есть полномочия опротестовать решение арбитражного суда, поэтому вы можете обращаться и после вступления решения суда в силу.
Если вы думаете, что ваши права нарушены, что на вас оказывают неоправданное давление органы исполнительной власти, контролирующие и надзорные органы, то чем раньше вы обратитесь, тем легче и быстрее можно будет решить возникшую проблему. Кстати, если дело касается проверки, и вы чувствуете, что она проходит предвзято или незаконно, то по вашему заявлению я могу принять участие в проверке и проконтролировать процесс ее проведения.
3. Добрый день! У предпринимателей накопилось много «наболевших» проблем. Помощь каждому отдельному предпринимателю – это, конечно, хорошо, но, наверное, таким образом не получится изменить в целом ситуацию с бизнесом у нас в регионе. Нужен системный подход, нужны перемены в корне, то есть изменение причин, а не устранение последствий. Как вы собираетесь решать системные проблемы? Собираетесь ли предлагать законодательные инициативы? Как вы считаете, что нужно сделать первыми пунктами, чтобы помочь бизнесу и чтобы он стал активно развиваться?
Вы совершенно правы, помощь каждому отдельному предпринимателю – это наша очень важная, но все же текущая работа. Уполномоченный, согласно закону, обладает правом законодательной инициативы, и я уверен, что этим правом мне придется воспользоваться. На уровне федерального законодательства таким правом обладает Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титов. В настоящее время уже есть успехи в отношении законодательных инициатив. О них можно почитать на сайте федерального Уполномоченного.
Чтобы помочь бизнесу активно развиваться, нужно сделать следующее:
1. Хотя бы на 5 лет объявить мораторий на принятие законодательных актов, ухудшающих условия ведения бизнеса.
2. Ввести на 3 года с начала деятельности компании мораторий на все проверки, кроме проверок, связанных с угрозой жизни и здоровью людей. В дальнейшем, со стороны контрольно-надзорного органа проверки осуществлять не чаще одного раза в 3 года.
3. Сектор малого и среднего предпринимательства – основной получатель муниципальных услуг, а уровень оказания этих услуг сегодня крайне низок. У муниципальных властей отсутствует заинтересованность в развитии бизнеса, поэтому необходимо сделать прирост показателей малого и среднего бизнеса главным индикатором деятельности местных и региональных властей.
4. Исключить из кодекса об административных правонарушениях применение штрафов на юридические лица, которые в разы отличаются от штрафов на ответственных лиц, так как на каждом предприятии есть конкретное лицо, ответственное за ту или иную сферу деятельности. Это поможет устранить желание проверяющих шантажировать предпринимателя огромными штрафами на юридическое лицо – по сути дела, провоцировать его на взятку, вместо того, чтобы назначить минимальный штраф.
Я считаю, что бизнесу не надо помогать, ему нужно не мешать.
4. Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какие меры поддержки молодых предпринимателей действуют на данный момент в Иркутской области? Как и куда можно обратиться за помощью?
За мерами поддержки необходимо обращаться в Министерство экономического развития Иркутской области по телефону: (3952) 25-65-63. Там есть Управление малого и среднего предпринимательства: (3952) 24-14-93.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей же занимается защитой прав и законных интересов предпринимателей, которые очень часто нарушаются со стороны органов исполнительной власти и контрольно-надзорных органов.
5. Предприниматель – эвучит красиво. А на самом деле в Иркутске единицы предпринимателей, остальные – обычные торгаши пивом, спаивающие определенный контингент населения, и от которых вместе взятых грязи и свинства вокруг на многие километры.
Я с вами не согласен. К сожалению, в сознании россиян предприниматель ассоциируется с такими понятиями, как барыга, торгаш, ворюга и так далее, и вы это подтверждаете своими словами. На самом деле эти «торгаши», как вы говорите, занимаются тем, что кормят себя, свою семью и еще создают рабочие места для других. Причем делают это не благодаря, а вопреки политике государства и чиновничьего аппарата. Предприниматели сегодня работают в условиях тяжелейшего прессинга со стороны государства и контрольно-надзорных органов, и за совершение даже небольших ошибок в своей деятельности рискуют своим имуществом и даже свободой. Но у них нет выхода, им приходится выживать. Государство не может обеспечить их рабочими местами. А вы смогли бы стать предпринимателем?
6. Здравствуйте, существуют какие-либо налоговые льготы и льготы по взносам в пенсионный фонд для ИП? Так как сотрудники бюрократических органов их не спешат сообщать.
Льготных режимов налогообложения нет, есть спецрежимы (ЕНВД, УСН, патентная система), которые отличаются от общего режима налогообложения. Об особенностях спецрежимов для выбора выгодного применения в деятельности малого бизнеса подробней можно прочитать в этой статье.
7. Недавно читала, что в Иркутской области открылась приемная омбудсмена в Братске. Где еще есть такие приемные?
Приемные работают по следующим адресам:
– Иркутск, бульвар Гагарина, 74 (4-й этаж). Телефон: (3952) 488-535 Эвелина Секулович, Ксения Донская.
– Ангарск, 55-й квартал, 12. Телефон: 8 (904) 11-05-700 Анна Савченко.
– Братск, Карла Маркса, 14 (офис 21). Телефон: 8 (914) 94-58-245 Ольга Горбач.
8. Здравствуйте! В последнее время часто говорят о поддержке малого бизнеса. Как и чем конкретно помогают в Иркутской области? Учитывается ли при этом сфера деятельности?
В области существуют различные программы поддержки малого и среднего бизнеса и, насколько мне известно, ограничений по сферам деятельности нет. Программа поддержки бизнеса – это не совсем моя тема, так как я занимаюсь в основном защитой нарушенных прав и законных интересов предпринимателей, конфликтами, возникшими у предпринимателей с органами исполнительной власти и контрольно-надзорными органами. Программами поддержки и инвестициями занимается Министерство экономического развития Иркутской области: (3952) 25-65-63. Его сайт: economy.irkobl.ru.
9. Алексей Алексеевич, какие, на ваш взгляд, самые распространенные проблемы у предпринимателей в Иркутской области, в чем им требуется ваша помощь?
Это проблемы, связанные с некомфортными условиями ведения бизнеса. В первую очередь, это часто меняющиеся законодательства, регламентирующие предпринимательскую деятельность. Поэтому институт Уполномоченных предложил ввести мораторий сроком на 5 лет на издание законодательных актов, ухудшающих условия ведения бизнеса. И в этом направлении у нас есть уверенность, что правительство нас услышит.
Во-вторых, это проблема, связанная с проведением внеплановых проверок предпринимателей контрольно-надзорными органами, которые все чаще стараются обойти закон и под различными предлогами производят такие проверки без согласования с органами прокуратуры. Поэтому мы, благодаря обращениям предпринимателей, выявляем подобные лазейки и с помощью прокуратуры боремся с такими проверяющими. Если же проблема системная, то мы можем решить ее с помощью законодательной инициативы или отмены ненормативных правовых актов.
В-третьих, это проблема, связанная с большим налоговым бременем предпринимателей, причем зачастую налоговая нагрузка возрастает не из прямого увеличения ставки налога, а из-за изменившихся условий его начисления. Как, например, произошло с налогом на землю, который стал рассматриваться, исходя из кадастровой стоимости, и увеличился в разы. И с этой тяжелейшей проблемой нам приходится бороться, подключая аппарат федерального Уполномоченного.
Я перечислил основные системные проблемы предпринимателей нашей области, которые, кстати, по нашей инициативе, были включены в ежегодный доклад федерального Уполномоченного Президенту РФ. У предпринимателей много разных текущих проблем, с которыми они сталкиваются в своей деятельности, и сегодня им нужно понять и поверить, что у них появился защитник, который сделает все, чтобы им помочь. Нужно просто обратиться за помощью.
10. Доброго времени суток. В наше время стало очень модно защищать права, но коли уж речь зашла о предпринимателях, встает вопрос о том, насколько многосторонний, комплексный подход вы предпримете на этом поприще. Современные предприниматели зачастую попадают под «гнет» различных надзорных проверок в связи с отсутвием грамотности в бизнесе, которым они занимаются (лень это или отсутствие возможностей получения необходимой информации – вопрос, конечно, не самый главный). 1. Считаете ли вы, что человек или организация перед началом своей предпринимательской деятельности должен всестронне изучить не только экономичекую, но и юрдическую сторону будущего бизнеса? 2. Будете ли вы заниматься просветительской деятельностью (проведение семинаров, статьи в газетах и журналах, блог) относительно прав и обязанностей предпринимателей?
У меня предпринимательский стаж более 20 лет, и за эти годы я испытал все «прелести», которые связаны с административным давлением и массой различных проверок. Конечно, желательно, чтобы предприниматели всесторонне изучали и экономическую, и юридическую стороны будущего бизнеса. Но поверьте мне, что все изучить и предусмотреть невозможно, ведь предприниматель в своей работе сталкивается с массой законов, нормативных актов, правил и норм, которые касаются и налогов, и административных отношений, и уголовного права, и таможенного, и различных контрольно-надзорных органов. Нельзя все изучить, нужно, чтобы государство было заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса и выстроило свою политику по отношению к предпринимателям таким образом, чтобы они, в свою очередь, были заинтересованы работать и развиваться, чтобы им было выгодно платить налоги в государственную казну, а не уходить в тень.
В нашу задачу входит информационно-просветительская работа, мы уже есть в социальных сетях, в конце июля заработает наш сайт, было уже несколько статей и интервью. Регулярно наши новости и успехи публикуются на сайте федерального уполномоченного.
11. Как Вы собираетесь выстраивать взаимодействие с контролирующими органами, а именно с Роспотребнадозором? Ведь, в сущности, Вы с ними теперь «конкурирующие организации».
Со всеми контрольно-надзорными органами мы заключаем Соглашения о взаимодействии. С Роспотребнадзором, в частности, такая договоренность уже достигнута, и в июле мы заключим соглашение. Но вы не правы в том, что мы конкурирующие организации, так как бизнес-омбудсмен призван защищать права и законные интересы предпринимателей в случаях, если они нарушены, в том числе, контрольно-надзорными органами, а Роспотребнадзор – это одна из таких организаций, и защищает она права потребителей, а не предпринимателей. Как раз Роспотребнадзор проводит проверочные мероприятия у предпринимателей, и здесь возможны ошибки и злоупотребления со стороны проверяющих. И в этом случае я обязан защитить права предпринимателей. На сегодняшний день у меня пока нет обращений предпринимателей на действия Росприроднадзора.
Вопросы и ответы на них можно также увидеть на сайте IRK.ru.