янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Бизнес-омбудсмен Иркутской области принял участие в круглом столе по вопросам деловой коррупции
Круглый стол по вопросам деловой коррупции прошел в Общественной палате Иркутской области 29 сентября. Участие принял Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Андрей Лабыгин. В своем выступлении он отметил, что к «коррупционным» составам относят, например, злоупотребление служебным положением (ст. 285 и 286 УК РФ), дачу и получение взятки (ст. 291 и 290 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). Однако коррупционные действия могут содержаться и при иных преступлениях (например, мошенничество, воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, неисполнение приговора суда и т.д.).
«Квалификация коррупционных действий далеко не всегда однозначна. Как правило, в обращениях предприниматели указывают на совершение должностными лицами в отношении их бизнеса коррупционных действий, не представляя никаких доказательств либо представляя доказательства, не позволяющие достоверно установить факты коррупционного давления, в связи с чем на сегодняшний день в рамках работы над такими обращениями ни одного уголовного дела правоохранительными органами возбуждено не было», - отметил Андрей Лабыгин.
Давлением на бизнес может стать так называемый административный ресурс. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства при проведении проверок предусмотрена статьей 19.6.1 КоАП РФ. Однако на деле это действует лишь в отношении части нарушений при проверках, существенная часть, даже грубых, не влечет за собой ничего.
Одним из направлений деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей является участие в оценке регулирующего воздействия нормативных актов. Здесь важно активное участие общественности и предпринимателей, чтобы снизить количество факторов, позволяющих трактовать двояко принятые нормы.
Так, причиной возбуждения большинства уголовных дел, связанных с бизнесом, по данным прошлогоднего доклада уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, называют конфликт с конкурентом (37,6%) и личный интерес сотрудников правоохранительных органов и иных органов исполнительной власти (41,3%).
Также можно отметить такое давление, как неисполнения регламентов и законодательства, связанного с предоставлением государственных услуг, выдачей разрешений и лицензий, требование дополнительных документов. Как правило, основанием таких действий является либо вымогательство взятки, либо наличие иных третьих лиц, в интересах которых предприниматели получают незаконные отказы.
К большим финансовым и репутационным потерям могут привести действующие процедуры государственных закупок, которые не предусматривают обязательных авансовых платежей. госзаказчик имеет возможность затягивать приемку работ и их оплату, при этом победитель затратил собственные средства на выполнение работ. Распространена практика оспаривания заказчиком выполненных работ по госконтракту, несмотря на подписание государственной комиссией акта их приемки и наличие документов, подтверждающих выполнение работ. При этом используют недостоверные результаты экспертиз.
Как отметил в заключении бизнес-омбудсмен, деловой коррупции при оказании государственных услуг не будет, если их предоставлять при полной цифровизации, а предприниматель сможет контролировать исполнение сроков и полноту оказания услуги. При этом необходима четкая регламентация оказания государственной или муниципальной услуги предпринимателю со стороны власти.