янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Общественный совет по защите прав предпринимателей состоялся в прокуратуре Иркутской области
Сегодня в областной прокуратуре состоялось заседание Общественного совета по защите прав предпринимателей, посвященное проблемам развития делового климата в регионе и снижению административного давления на бизнес. В нем приняли участие представители Минэкономразвития, аппарата бизнес-омбудсмена, УФНС, ГУ МЧС, ГИТ, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ространснадзора, УФАС.
Прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Иркутской области Петр Саганов рассказал о том, что прокуратурой дается принципиальная оценка по поступающим в органы контроля заявлениям на согласование внеплановых мероприятий, из 310 поступивших отказано в 154 случаях. По его словам, органы контроля нацелены на проведение профилактических мероприятий, а допущенные нарушения стали основанием для внесения представлений ГИТ, МЧС, МВД, Минлеса и Минсоцразвития. Немаловажным фактором является формирование для бизнеса просроченной кредиторской задолженности по контрактам. Такие обращения поступают напрямую в прокуратуру и через Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Принятые меры способствовали погашению задолженности по контрактам на общую сумму более 160 млн руб., 15 должностных лиц уже привлечены к административной ответственности, еще 15 в перспективе возбуждения, 2 из них уже на рассмотрении. Также Петр Саганов напомнил присутствующим, что по итогам 2022 года область заняла 41 место в рейтинге Индекса административного давления на бизнес, потеряв 20 позиций, хотя изменения составили всего 0,43%.
Несмотря на снижение позиций в Индексе, количество проверок снизилось, об этом свидетельствует и количество обращений, поступающих в адрес Уполномоченного и статистические данные, представленные в Индексе. Бизнес также отмечает снижение количества проверок, рассказала руководитель аппарата бизнес-омбудсмена Юлия Игнатьева. Вместе с тем, наметилась тенденция проведения проверок органами полиции, на что необходимо обратить внимание органам прокуратуры. Говоря о деловом климате в Иркутской области на основании поступающих обращений в аппарат Уполномоченного, она выделила следующие проблемы: налоговая нагрузка на бизнес, снижение налоговых ставок по УСН, по налогу на имущество организаций и увеличение доходности по специальным налоговым режимам, тарифы на водоснабжение и электроэнергию, налоговое администрирование и техприсоединение.
Заместитель руководителя Управления ФНС России по Иркутской области Светлана Дерягина рассказала участникам совещания, что налоговые органы стараются максимально упростить взаимоотношения с налогоплательщиками. «Проводится большая работа для сокращения издержек предпринимателей. К примеру, в части контроля ККТ превалируют профилактические мероприятия. К сожалению, после профилактики примерно пятая часть бизнеса не прислушивается, поэтому к ним применяются более жёсткие меры. При выявлении нарушений и планировании проведения проверки мы раскрываем всю информацию и предлагаем предпринимателю уточниться самостоятельно, и, что примечательно, видим положительную динамику от бизнеса», - рассказала Светлана Дерягина.
Касаемо деятельности МЧС, предпринимателей больше всего волнуют вопросы пожарного надзора, рассказал заместитель начальника управления ГУ МЧС России по Иркутской области Александр Кузнецов. Так же он отметил, что по плановым проверкам бизнеса сокращение произошло в пять раз, проверяются только предприятия чрезвычайно высокого и высокого риска, которых в регионе около 3 тысяч. Между тем, количество профилактических визитов возросло в 10 раз. При этом, руководство МЧС всегда готово рассмотреть возможность замены плановой проверки на профилактическое мероприятие.
За 6 месяцев 2023 года ГИТ проведена 71 проверка, что на 85% ниже аналогичного периода 2022 года, - такие данные привела заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Иркутской области Людмила Данилина. «Роструд планомерно проводит практику по предотвращению нарушений трудового законодательства, основной задачей является не привлечение компании к ответственности, а создание механизма снижения вероятного совершения работодателями нарушения трудового законодательства в отношении работников. Мы используем несколько профилактических инструментов: консультации, предостережения, профвизиты. Юрлица привлекаются к ответственности только тогда, когда нет оснований для предупреждений», - отметила Данилина.
Роспотребнадзор привел статистику количества ЮЛ и ИП, которые подлежат санитарно-эпидемиологическому контролю, их насчитывается более 10 тысяч. Отмечено, что проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда или ущерба, является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Так, в 2022 проведено 2368 профвизитов – 22,7% от всех контролируемых лиц. В 2023 году запланировано 3145 профвизитов, в том числе, 1693 в отношении детских садов и школ. Роспотребнадзор, как и МЧС, обсуждает замену плановой проверки на профилактические мероприятия.
Россельхоз рассказал, что в прошлом году проведено более 5000 консультаций по 12 направлениям, отметив, что основными сферами являются земельный и ветеринарный надзор. Ространснадзор также отдает предпочтение профилактике, выдает предостережения и в этом году в отношении бизнеса не было проведено ни одной проверки. Между тем, увеличилось количество нарушений транспортного законодательства.
Среди других обсуждаемых вопросов:
- проблемы с техническим присоединением из-за большого потребления электроэнергии майнерами и необходимость строительства новых сетей;
- антитеррористический паспорт – Минэкономразвития пересматривает критерии на включение объектов, которым нужно их разрабатывать.
По результатам заседания органам контроля рекомендовано проводить как можно больше профилактических мероприятий, ориентируя бизнес не отказываться от проведения профвизитов, так как административная ответственность после их проведения отсутствует, при этом предприниматель может получить полезные рекомендации по исполнению обязательных требований.