янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Закон о маркировке рекламы в интернете: новые правила и штрафы
1 сентября 2023 года вступил в силу закон, предусматривающий ответственность за нарушение требований по учету интернет-рекламы. Требования, касающиеся размещения рекламы в интернете и предусматривающие маркировку рекламы с указанием на рекламодателя, передачу информации о рекламе в Единый реестр интернет-рекламы стали действовать с 1 сентября 2022 года. Поправки к закону «О рекламе» направлены на защиту интересов потребителей и создание прозрачной среды для онлайн-рекламы.
Теперь участники рынка интернет-рекламы обязаны передавать в Роскомнадзор информацию о распространенной в сети «Интернет» рекламе через операторов рекламных данных.
Если рекламодатель или рекламораспространитель не представил нужную информацию в Роскомнадзор, представил её с опозданием или исказил, ему грозит административный штраф:
-гражданам — 10 000—30 000 ₽;
-ИП и руководителям компаний — 30 000—100 000 ₽;
-малым предприятиям — 100 000—250 000 ₽;
-средним и крупным компаниям — 200 000—500 000 ₽.
За распространение рекламы без маркировки предусмотрены более высокие штрафы:
-гражданам — 30 000—100 000 ₽,
-ИП и руководителям компаний — 100 000—200 000 ₽;
-малым предприятиям — 100 000—250 000 ₽;
-средним и крупным компаниям — 200 000—500 000 ₽.
Рекламодателям необходимо маркировать все виды рекламных материалов, включая баннеры, посты в социальных сетях, контекстную рекламу и видеоролики, которые будут видеть пользователи в сети интернет на территории РФ, в том числе:
-таргетированную;
-контекстную;
-медийную;
-саморекламу (исключая информацию о товарах или услугах на своем сайте и в группах в соцсетях, которая подается единообразно и не выделяет какие-либо товары);
-SEO-статьи;
-публикации СМИ;
-публикации у блогеров.
Как дополнить информацию, если она является рекламой?
1. Сопроводить словом «реклама».
2. Указать сведения о рекламодателе одним из двух способов:
- написать полное ФИО для физического лица, полное наименование для юридического лица;
- дать ссылку на сайт (страницу сайта) с данными о рекламодателе.
К слову, вопросы контроля за соблюдением требований к рекламе в интернете разделены между ФАС России и Роскомнадзором. Так, Роскомнадзор следит за передачей информации о рекламе в ЕРИР через операторов рекламных данных и наличием идентификатора (токена). К полномочиям ФАС России в этой сфере относятся:
- вопросы отнесения информации к рекламе;
- контроль за наличием пометки «реклама»;
- контроль за указанием сведений о рекламодателе.
Как отличить рекламу от другой информации?
К рекламе не относятся информация о товарах или мероприятиях, размещенная на сайтах/сообществах в социальной сети, которые являются агрегаторами объявлений или новостей района/города/профессионального сообщества, если сами объявления о товарах или мероприятиях размещены списком в едином стиле и имеют отношение к тематике сайта/сообщества в социальной сети. Такая информация не является рекламой и представляет собой каталог, по которому в том числе выдается справка по запросу пользователей.
Информация на сайте производителя товаров о товарах собственного производства также не является рекламой, поскольку она служит для ознакомления с ассортиментом продукции. При этом может признаваться рекламой размещение на таком сайте сведений о товарах иных производителей.
Если информация о товарах на сайте магазина, продавца товаров разных производителей выполнена в обычном, едином стиле и информирует о самом магазине, продавце и товарах, которые магазин, продавец реализует, то такая информация носит справочный характер и рекламой не является. Информация на маркетплейсах о товарах, которые продают различные продавцы, также не является рекламой, если она размещена единообразно и не выделяется из общего стиля сайта. Однако если на сайте магазина, продавца, маркетплейсе размещаются сведения о товарах, которые визуально выделяются среди общей подачи информации и стимулируют или поддерживают особый интерес к определённому товару, например, «закрепленный» баннер, размещаемый на каждой странице сайта и не изменяющийся при переходе на другую страницу, или баннер, неоднократно «всплывающий» на одной странице или при переходе на разные страницы сайта, такая информация может признаваться рекламой.
Не является рекламой и информация о товарах, размещенная в мобильном приложении магазина, поскольку она информирует о самом магазине и о товарах, которые магазин продает. Однако если в мобильном приложении размещаются сведения о товарах иных продавцов, информация о которых визуально выделяется, такая информация может быть рекламой.
Информация о спонсорах и партнерах в виде их логотипов в специальном разделе сайта на сайте компании не признается рекламой, поскольку она носит справочный характер и размещается для информирования посетителей сайта о том, что спонсором или партнером компании выступает та или иная организация.
Отзывы о товаре в специальном разделе рекламой также не являются, поскольку в оставленных отзывах содержится личное мнение покупателей.
Другую полезную информацию об отнесении информации к рекламе можно найти на сайте службы. Раздел будет дополняться.