янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Уполномоченный провел совещание по вопросу увеличения кадастровой стоимости объектов недвижимости
Уполномоченный Андрей Лабыгин в штабе общественной приемной «Единая Россия» провел круглый стол по вопросу оптимизации фискальной нагрузки на предпринимателей в связи с существенным увеличением кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В мероприятии приняли участие представители Законодательного собрания Иркутской области, минэкономразвития, минимушества, минфина, УФНС России по Иркутской области, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», деловые объединения и предприниматели.
Омбудсменом было отмечено, что 23 ноября 2023 года правительством Иркутской области были утверждены новые результаты оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости, которые значительно превышают кадастровую стоимость предыдущего тура оценки, в некоторых случаях от двух до 11 раз. Это приводит к существенному увеличению налога на имущество. Андрей Лабыгин также рассказал, что в 2022-2023 гг. действовал мораторий на увеличение суммы налога на имущество организаций, а в 2024 г. минфином РФ было рекомендовано установить льготы на региональном уровне для недопущения резкой нагрузки на предпринимателей по налогу. Такие меры уже приняты в г. Санкт-Петербурге, Чувашской республике, Орловской области: это законы, устанавливающие льготы для налогоплательщиков, и предусматривающие ограничение роста налога на имущество.
По информации минимущества Иркутской области, за период с января по май 2024 года в учреждение поступило 912 заявителей. В отношении 397 заявлений приняты решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. При этом по результатам рассмотрения поступивших заявлений за этот период снижение кадастровой стоимости произошло на 24,4 млрд руб. (с 35,4 до 10, 9 млрд руб.). Такое значительное снижение происходит в связи с тем, что при определении кадастровой стоимости невозможно учесть индивидуальные характеристики объекта недвижимости, тогда как при определении рыночной стоимости для каждого объекта недвижимости подбираются объекты-аналоги, максимально сопоставимые с объектом оценки.
«Получается, что из-за несовершенства Методики проведения кадастровой оценки страдает предприниматель, который из-за резкого увеличения кадастровой стоимости вынужден нести расходы по ее оспариванию. И как мы видим, не все заявления подлежат удовлетворению, то есть дальше предприниматель будет вынужден обращаться в суд и нести еще и судебные расходы. Льгота по уменьшению суммы налога на 25% для бизнеса на УСН, которая действует в области с 1 января 2024 года, также не помогает избежать роста налоговой нагрузки из-за роста кадастровой стоимости. Поэтому считаю необходимым рассмотреть возможность по примеру других регионов установления налоговых льгот, ограничивающих рост налога на имущество организаций. Такое решение позволит сохранить бизнес и поможет создать комфортные условия для его развития», - отметил омбудсмен.
По мнению предпринимательского сообщества, после принятиязаконопроекта о донастройке налоговой системы в РФ нагрузка на бизнес станет еще ощутимее, что в конечном итоге отразится на населении: повышение налоговой нагрузки скажется на ценах на товары и услуги, и, соответственно, на покупательской способности. Поэтому важно поддержать бизнес именно в вопросе оптимизации фискальной нагрузки считают предприниматели: «Безусловно, региональная льгота для применяющих упрощенную налоговую систему выручает, но закон по недопущению или ограничению роста налога на имущество будет эффективнее».
Директор ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» Анастасия Раковская считает, что высокие налоги на имущество организаций связаны с недостоверными сведениями, предоставленными бизнесом в Росреестр, по которым в итоге рассчитывается конечная сумма. Она рекомендовала бизнесу проверить актуальность информации и привести в соответствие техническую документацию во избежание колоссального роста суммы налога на имущество.
Минэкономразвития и минфин готовы рассмотреть возможность принятия предлагаемой льготы на примере других регионов, но им необходимо провести необходимые расчеты, чтобы оценить все плюсы и минусы, в том числе, выпадающие доходы бюджета. Предложение будут детально рассмотрено на следующем совещании после проведения анализа возможности установления льготы правительством региона.