янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Алексей Москаленко: "Реорганизация контрольно-надзорной деятельности сэкономит миллиарды рублей"
25 ноября в городе Зиме прошел семинар-совещание с субъектами малого и среднего предпринимательства. Здесь собрались более 50 индивидуальных предпринимателей и представителей юридических лиц. В качестве докладчиков были приглашены представители местных отделений инспекции труда, МЧС, налоговой службы, пенсионного фонда и фонда социального страхования, а также Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области.
Поскольку на семинаре присутствовали представители контрольно-надзорных органов, и во многих докладах речь шла о всевозможных проверках предпринимателей, сотнях нарушений, которые могут допустить бизнесмены в своей деятельности, и, соответственно, штрафах за эти нарушения, бизнес-омбудсмен Алексей Москаленко начал свой доклад со свежей информации о контрольно-надзорной деятельности. Эти данные – результат масштабного исследования, проведенного НИУ Высшая школа экономики.
"После введения Федерального закона № 294 ФЗ "О защите прав юридических лиц… при осуществлении государственного контроля…", в котором прописана вся информация о проверочных мероприятиях, сроках и способах их проведения, проверок стало меньше, сократилось время приостановки работы организаций. Но данный закон все равно работает недостаточно эффективно. На сегодняшний день федеральные органы исполнительной власти ежегодно проверяют лишь 4 % субъектов предпринимательской деятельности, и только у 10 % из них выявлены нарушения, связанные с непосредственной угрозой причинения вреда или случаями причинения вреда. При этом, по данным НИУ Высшая школа экономики, на контрольно-надзорные мероприятия в 2011 году было затрачено 1,5 % ВВП, а по данным "Опоры России", в 2013 году – 7,5 % ВВП", – подчеркнул Алексей Москаленко.
В общей сложности ежегодно в стране проводится 2,6 миллиона проверок. Больше всего приходится на МЧС России, Роспотребнадзор, ФНС России, Ростехнадзор, Роструд, МВД России и Россельхознадзор. При этом существуют 133 вида контроля различных уровней и 52 организации, которые могут проверять предпринимателя.
"Каждая из служб знает свой кодекс и законы, касающиеся ее деятельности. Но как может отдельно взятый предприниматель знать все, быть в курсе всех изменений? Тогда как в текущем году было внесено более 30-ти поправок только в налоговый кодекс. А, например, в связи с введением 294 ФЗ, были внесены изменения более чем в 150 специальных законов и в 70 актов Правительства по отдельным видам контроля. И это не говоря уже о появлении других указов, постановлений. Собственно поэтому и появился институт Уполномоченных по защите прав предпринимателей", – резюмировал Алексей Москаленко.
Региональный бизнес-омбудсмен отметил, что данные исследования контрольно-надзорной деятельности были представлены в октябре 2014 года Премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. Было предложено внедрить риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. Премьер одобрил идею и дал правительству ряд поручений, связанных с подготовкой законопроекта о госконтроле, а также с внедрением риск-ориентированной модели. Проект закона рекомендовано внести в правительство до 31 декабря 2014 года, а на рассмотрение Госдумы – в марте 2015 года.
"Я считаю, это хорошая идея: предприятие начинают проверять только в том случае, если потенциальный риск нарушения бизнесом каких-либо норм оправдывает проведение проверки. Риск-ориентированный подход уже хорошо себя зарекомендовал. Так, например, по данной модели работает налоговая служба – число ее проверок значительно сократилось, а эффективность увеличилась в разы. Если реорганизовать контрольно-надзорную деятельность государства, то это не только повысит эффективность проверок и облегчит работу предпринимателям, но и позволит сэкономить огромное количество денег. Также по инициативе федерального Уполномоченного Бориса Титова будет разработан Единый электронный реестр проверок, который сделает возможным в одном месте отслеживать все проверки и даты их проведения", – озвучил Алексей Москаленко.
После выступления региональный Уполномоченный ответил на ряд вопросов из зала. Присутствующие активно обсуждали приведенную информацию, интересовались полномочиями, которыми наделен бизнес-омбудсмен, примерами обращений и удачно рассмотренных дел. Также предприниматели задавали насущные для них вопросы, которые актуальны практически во всех муниципалитетах региона: плановые и внеплановые проверки, стоимость электроэнергии, появление большого количества федеральных сетевых магазинов, с которыми не могут конкурировать местные производители, налоги на землю и имущество, рассчитывающиеся на базе кадастровой стоимости. Последний вопрос был одним из самых резонансных.
"Мы организовали несколько рабочих групп, которые действуют при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области. На заседаниях мы проводим консультации с предпринимательским сообществом и представителями власти. Благодаря такому совместному рассмотрению и обсуждению в одной из групп с июня по сентябрь 2014 года был тщательно проработан вопрос введения налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости. По предварительным данным, его введение отложено до 2016 года, и он коснется только владельцев помещений площадью свыше 3000 квадратных метров, то есть малый и микробизнес налог не затронет", – рассказал Алексей Москаленко.
После семинара-совещания первый заместитель мэра города Зимы Андрей Коновалов и начальник управления экономической и инвестиционной политики Людмила Степанова представили бизнес-омбудсмену кандидата на роль общественного представителя в городе Зиме. Также Алексей Москаленко при участии представителя прокуратуры провел личный прием предпринимателей, а затем встретился с мэром Зиминского района Натальей Никитиной для обсуждения делового климата в муниципальном районе.