янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Алексей Москаленко: "Внезапные проверки Роспотребнадзора отрицательно скажутся на бизнесе"
Президент РФ Владимир Путин 31 декабря 2014 подписал закон № 532-ФЗ. В связи с этим Роспотребнадзор получил право без предварительного уведомления проводить внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот пищевой продукции и оказывающих услуги общественного питания. Документ вступает в силу уже скоро – 23 января 2015 года.
Раньше санинспекция обязана была предупредить о своем визите не менее чем за сутки. Предварительное уведомление продовольственного бизнеса не требовалось лишь в случаях, когда существовала угроза причинения вреда жизни и здоровью людей и возникновения технической катастрофы.
Алексей Москаленко, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области:
"Роспотребнадзор получил право проводить внезапные проверки предприятий общественного питания и пищевой промышленности без соблюдения процедуры, которая регулируется федеральным законом № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля..." от 2008 года и предполагает предварительное уведомление предпринимателя за сутки. Как бизнес-омбудсмен, я отношусь к этому нововведению отрицательно, и на это есть несколько причин.
Во-первых, эти полномочия Роспотребнадзор получил после подписания президентом закона № 532-ФЗ от 31 декабря 2014 года, название которого, внимание: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок».
Казалось бы, причем здесь продукты питания? А они были включены в законопроект только во втором чтении. Считаю такую практику принятия законов, извините за тавтологию, не совсем законной, так как этот прием исключает предварительные обсуждения проекта закона с бизнес-сообществом и позволяет уйти от важной процедуры – оценки регулирующего воздействия (ОРВ), которая тоже предусмотрена законом. Причем такой прием применяется депутатами не впервые: все мы помним осенний проект закона о налоговых маневрах, который касался нефтяной промышленности и в который также ко второму чтению были внесены поправки, касающиеся муниципальных сборов с субъектов предпринимательской деятельности. Но благодаря сильнейшему противостоянию бизнес-сообщества и Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, эти поправки к закону не были приняты в том виде, в котором они были предложены.
Во-вторых, понятно, что в подавляющем большинстве случаев бремя внезапных проверок опять ляжет на добросовестный, легальный бизнес, который не надо искать, который находится по известному адресу, сдает отчетность и платит налоги. Такой бизнес проверять легко, и всегда можно найти нарушение, так как на сегодняшний день действуют почти 3500 нормативов, правил, законов, которые вступили в действие еще до 1990 года. И к ним за 25 лет добавилось еще огромное количество, которое даже трудно сосчитать. А вот нелегальному бизнесу, который как раз и производит и продает недоброкачественную и фальсифицированную продукцию, контрольно-надзорные органы уделяют куда меньше внимания, поскольку делать это гораздо сложнее. Поэтому внезапные проверки, я уверен, будут касаться в основном легального бизнеса.
Сейчас предпринимателям остается надеяться на заявление главы Роспотребнадзора Анны Поповой, которое она сделала в декабре прошлого года на Всероссийском совещании Уполномоченных по защите прав предпринимателей, что Роспотребнадзор будет переходить на риск-ориентированную модель контрольно-надзорных мероприятий и будет снижать количество проверок для малого и среднего бизнеса.
Считаю, что данный закон принят вразрез с заявлениями, которые сделал Президент РФ в своем послании в декабре 2014 года.
На сегодняшний день нам пока остается следить за правоприменением этого закона, и у меня в связи с этим большая просьба к предпринимателям, чтобы они обращались к нам, когда, по их мнению, нарушаются их права, и проверки проходят предвзято. Также хочу напомнить, что предприниматели в таких случаях могут привлечь к проверке и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области, написав письменное заявление".
Здесь вы найдете юридическую справку о данных нововведениях. Здесь можно прочитать о других актуальных изменениях федерального законодательства, касающихся полномочий Роспотребнадзора.