янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Бизнес-омбудсмен предложил облегчить процедуру изменения тарифа на перевозки в Иркутской области
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко, в рамках участия в оценке регулирующего воздействия (ОРВ), направил в Министерство экономического развития Иркутской области свои замечания и предложения по постановлению Правительства Иркутской области от 28 ноября 2008 года № 103-пп "Об утверждении Положения о государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа…". Предложения и замечания были сформулированы на основе анализа жалоб субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих транспортные услуги на территории Иркутской области, а также по результатам функционирования рабочей группы по защите прав перевозчиков, созданной по инициативе бизнес-омбудсмена.
По мнению Уполномоченного, некоторые нормы, содержащиеся в Положении, препятствуют пересмотру цен на транспортные услуги в Иркутской области.
"В течение 6 лет (с 2008 года по настоящее время) в городе Иркутске установлен предельный тариф на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в размере 12 рублей за одну поездку, – рассказал бизнес-омбудсмен Алексей Москаленко. – По мнению перевозчиков, сложившийся тариф не обеспечивает рентабельной работы, что неизбежно ведет к деградации транспорта общего пользования, снижению предложения по предоставлению транспортных услуг и качества обслуживания населения.
Такая же проблема существует в городе Шелехове, где в 2008 году в городском сообщении установлены и действуют до настоящего времени тарифы в размере 10 рублей. В ходе личного приема, проведенного мной в Шелехове, группа перевозчиков изложили свое мнение, что главная помеха для увеличения тарифа – это нормы Положения. Аналогичное мнение предприниматели также озвучили в ходе совещания рабочей группы по защите прав перевозчиков на территории Иркутской области".
Предприниматели считают, что действующее Положение содержит ряд административных барьеров и ограничений, препятствующих повышению тарифа. Это, в свою очередь, препятствует созданию благоприятного инвестиционного климата на рынке пассажирских перевозок и приводит к отсутствию безопасности при предоставлении услуг.
В Положении прописано, что для изменения тарифов письменное заявление и пакет документов должны подать 10 перевозчиков. Если же в населенном пункте транспортные услуги оказывают менее 10-ти перевозчиков, то заявление необходимо подать всем.
"В Иркутской области много населенных пунктов, где услуги оказывают менее 10-ти перевозчиков. Например, Шелехов, Черемхово, Тайшет. Члены рабочей группы на совещании 19 февраля 2015 года предложили уменьшить необходимое количество заявлений для пересмотра тарифа, поскольку собрать письменные заявления от всех перевозчиков не представляется возможным", – прокомментировал Алексей Москаленко.
Уполномоченный обратил внимание на непонятно сформулированные административные процедуры, которые реализуются службой по тарифам Иркутской области. В частности, в Положении есть пункт, в котором прописано: "Установление (пересмотр) тарифов на транспортные услуги в городском сообщении осуществляется с учетом мнения органа местного самоуправления соответствующего городского округа, поселения Иркутской области".
"Данная норма не содержит сроков направления этого мнения, не указывается, кому и в какой форме оно направляется, – отмечает бизнес-омбудсмен. – На практике возможно возникновение такой ситуации, когда мнение органа местного самоуправления по установлению нового тарифа может быть отрицательным даже при предоставлении перевозчиками надлежащих документов. Поэтому я предлагаю или исключить из Положения эту норму, или прописать процедуру и сроки, в которые органы местного самоуправления должны предоставить свое мнение. А также в случае, если мнение по изменению тарифа отрицательное, обязать органы местного самоуправления предоставлять обоснованные расчеты".
Алексей Москаленко в своем заключении также подчеркнул, что в Положении содержатся пункты, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской деятельности. В частности, речь идет о необходимом пакете документов, который должны предоставить перевозчики для смены тарифов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие пассажирские перевозки, применяют упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). По закону они обязаны ежегодно предоставлять в налоговую и другие контролирующие органы только следующую отчетность:
– декларацию по УСН и ЕНВД;
– сведения о среднесписочной численности человек;
– справки по сотрудникам об их доходах 2-НДФЛ или книга учета доходов и расходов.
Поэтому сбор остальных документов, которые есть в списке необходимых для смены тарифа, вызывает у предпринимателей большие затруднения, отмечает бизнес-омбудсмен. В связи с этим, Алексей Москаленко предлагает исключить из списка следующие документы:
– бухгалтерская отчетность за предшествующий период регулирования;
– плановые (расчетные) калькуляции по каждому виду перевозок с расшифровкой статей затрат;
– отчетная калькуляция себестоимости транспортных услуг за предыдущий период регулирования;
– расчет расходов на горюче-смазочные материалы, запасные части, составленный по видам автотранспорта;
– расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов;
– расшифровка общехозяйственных и прочих расходов;
– расчет суммы необходимой прибыли.
"На совещании рабочей группы перевозчики не раз озвучивали пожелание, чтобы новый вариант Положения был сформулирован четко и доходчиво, содержал механизм обоснования расходов и полный перечень документов, которые перевозчики, не обладая специальными экономическими знаниями, могли бы самостоятельно предоставлять в службу по тарифам Иркутской области. Над этим мы и работаем", – резюмировал Уполномоченный.
Бизнес-омбудсмен обозначил, что в настоящее время в рамках рабочей группы под его председательством ведется работа по анализу применения на практике указанного Положения "О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа…". В связи с этим, 27 февраля 2015 года в службу по тарифам Иркутской области был направлен запрос о предоставлении методики расчета себестоимости тарифа. Когда методику предоставят, Уполномоченный проведет дополнительный правовой анализ Положения.