- янв (1)
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Обсуждение проекта первого ежегодного доклада бизнес-омбудсмена Иркутской области
Презентация доклада состоялась 25 марта. На мероприятии присутствовали около 60 слушателей: представители Заксобрания, Правительства Иркутской области, контрольно-надзорных органов, прокуратуры, Юридического института ИГУ, общественных объединений предпринимателей.
"Сегодня впервые мы с вами собрались для того, чтобы обсудить проект годового доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области, – начал мероприятие бизнес-омбудсмен Алексей Алексеевич Москаленко. – Пока еще многие вещи, которые связаны с институтом Уполномоченного, происходят впервые, так как наш институт создан совсем недавно, а в Иркутской области работает всего 1 год. И вот как раз по итогам работы в 2014 году мы и подготовили этот доклад, который хотим представить вам на обсуждение. Текст проекта доклада был предварительно разослан и, надеюсь, что кто-то из вас успел его посмотреть. Также я рассчитываю услышать здесь замечания и предложения к докладу, которые мы сможем учесть.
Доклад должен быть представлен 31 марта 2015 года Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Губернатору Иркутской области, Законодательному Собранию, Общественной палате и в Уставный суд Иркутской области.
В целом доклад получился достаточно объемным, в нем мы рассказали о проделанной работе в 2014 году. Кроме этого, мы сформировали определенную тематическую статистику, а также приводим данные социологического опроса, в котором участвовали предприниматели различных территорий нашего региона. В доклад входит оценка условий осуществления предпринимательской деятельности в Иркутской области, выявленные бизнес-омбудсменом системные проблемы бизнеса и предложения по совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности.
Естественно, текст доклада я зачитывать не буду, надеюсь, что вы это сделали или сделайте самостоятельно. Но для того, чтобы в достаточно короткое время я смог рассказать о его содержании, мы подготовили презентацию годового доклада, которую я вам сейчас представлю. Мне бы хотелось сегодняшний регламент построить следующим образом: я представляю вам презентацию, а после этого мы переходим непосредственно к обсуждению доклада".
Алексей Москаленко рассказал об этапах формирования региональной инфраструктуры института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области: об аппарате Уполномоченного, состоящем из 8 сотрудников, об экспертах pro bono publico, общественных представителях, назначенных в 2014 году в 16-ти муниципалитетах региона, 9-ти открытых на территории области общественных приемных, а также об Общественном, Координационном и Экспертном советах при Уполномоченном и действующих рабочих группах. Затем Алексей Москаленко перешел к рассказу о взаимодействии с федеральным Уполномоченным.
"Принимая во внимание то, что наш институт новый, взаимодействие с федеральным Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей крайне важно. Поэтому в течение года я принимал участие в 5-ти мероприятиях, которые организовывал Борис Юрьевич Титов. На таких мероприятиях есть возможность, в том числе, пообщаться с другими региональными бизнес-омбудсменами и обменяться опытом", – отметил Алексей Москаленко.
Что касается взаимодействия с органами местного самоуправления и органами государственной власти, функционирующими на территории Иркутской области, в 2014 году Уполномоченный работал в составе следующих советов: Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса при Прокуратуре Иркутской области, Инвестиционный совет при Правительстве Иркутской области, Общественный совет при Управлении Федеральной службы судебных приставов, Экспертный совет по рекламе при Иркутском УФАС России.
"Должен отметить и поблагодарить сотрудников областной прокуратуры за восприимчивость и внимание к нашим проблемам, то есть проблемам предпринимателей, – подчеркнул Уполномоченный. – Считаю, что в Общественном совете при прокуратуре мы работаем наиболее эффективно, по сравнению с другими советами, но, надеюсь, мы и там выстроим работу в дальнейшем", – подчеркнул Алексей Москаленко.
В 2014 году бизнес-омбудсмен также активно взаимодействовал с Правительством Иркутской области (принимал участие в заседаниях), Минэкономразвития Иркутской области, Службой потребительского рынка и лицензирования и службой ветеринарии Иркутской области (совместные совещания), Законодательным Собранием Иркутской области и с отдельными депутатами (участие в сессиях, совместное рассмотрение законопроектов в рамках рабочих групп).
"Совместная работа с депутатским корпусом, а в частности с руководителями комитетов – Дикусаровой Натальей Игоревной, Носенко Ольгой Николаевной, Алексеевым Борисом Григорьевичем – уже дает свои результаты, и спасибо им за это сотрудничество.
Надо понимать, что рамки взаимодействия наметились, но впереди достаточно тяжелая работа, так как федеральная власть сегодня передает полномочия в регионы в части определения налоговых режимов для предпринимателей и условий ведения бизнеса. Хочу нам всем пожелать успехов в дальнейшей работе", – озвучил Уполномоченный.
Алексей Москаленко обратил внимание присутствующих на то, что очень важным результатом взаимодействия с министерством экономического развития Иркутской области в 2014 году стало включение Уполномоченного в процедуру оценки регулирующего воздействия. В ходе ОРВ бизнес-омбудсмен выявляет избыточные административные барьеры и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также риски возникновения необоснованных расходов для предпринимателей.
"Мы провели большую работу в муниципальных образованиях области, с учетом обширной географии области, думаю, мы много успели сделать и, конечно, продолжим эту работу и 2015 году, – продолжил Алексей Москаленко. – Назначение общественных представителей, открытие общественных приемных и заключение соглашений о взаимодействии с администрациями как раз связано с посещениями муниципальных образований.
Во время этих поездок я посмотрел работу Советов по предпринимательству и поучаствовал в заседаниях, и должен сказать, что в большинстве случаев эти Советы работают формально, а значит неэффективно. И здесь нужно, чтобы власть обратила на это внимание, так как впереди непростые времена, а диалог бизнеса и власти поможет найти компромиссы".
В соответствии с частью 6 статьи 2 Закона Иркутской области деятельность Уполномоченного осуществляется гласно.
"С самого начала формирования института бизнес-омбудсмена в Иркутской области ведется активная работа по информированию предпринимательского сообщества о деятельности Уполномоченного, его возможностях, правах, обязанностях и результатах работы.
В нынешних условиях бурного развития информационных технологий главным коммуникационным средством является Интернет. Поэтому основной упор делается на популяризацию деятельности Уполномоченного в этом сегменте распространения информации".
С 1 сентября 2014 года начал работать сайт бизнес-омбудсмена: www.ombudsmanbiz-irk.ru. На сайте есть информация о задачах и правах Уполномоченного, публикуются пресс-релизы и фоторепортажи по мероприятиям, «Наши успехи», материалы по правовому просвещению. Здесь же расположены разделы с документами и контактными данными, интернет-приемная. Все новости также публикуются на страницах в социальных сетях и рассылаются по более чем 40 средствам массовой информации. Понимая важность таких традиционных средств массовой информации, как телевидение и радио, Уполномоченный в 2014 году принял участие в записи 8-ми новостных телепередач и 1-й передачи на радио.
"Согласно данным медиалогии, которая проведена аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, бизнес-омбудсмен Иркутской области находится на 9-м месте по России и на 1-м по Сибирскому федеральному округу по упоминаемости в средствах массовой информации. В общей сложности в СМИ зафиксировано 452 публикации с упоминанием Уполномоченного и его деятельности. Надо отметить, что такие результаты достигнуты при том, что на взаимодействие со СМИ не предусмотрено финансирование", – сказал Алексей Москаленко.
Затем бизнес-омбудсмен перешел к оценке условий ведения предпринимательской деятельности в Иркутской области. Уполномоченным были сделаны запросы данных в прокуратуру, Иркутскстат, Пенсинный фонд и другие госорганы и контрольно-надзорные органы Иркутской области.
"Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), по данным Иркутскстат, с каждым годом уменьшается. Так, например, в 2011 году СМСП было 121 612, а в 2014 году – 113 180. При этом, несмотря на сокращение количества СМСП, число работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, растет: в 2011 году было 194 336 человек (24,7 % от общего числа занятых в экономике Иркутской области), в 2013 году – 210 116 человек (26,5 %). Пока, к сожалению, нет статистики по работникам за прошлый год – только за 2013.
По данным ПФР Иркутской области, общий объем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступивших от СМСП Иркутской области, растет с каждым годом. В 2011 году поступило 47 092 млн. руб. взносов, в 2014 – 61 217 млн. руб.
По данным прокуратуры Иркутской области, сокращается общее количество проведенных проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Если в 2012 году было проведено 28 528 проверок (среди которых 10 118 плановые и 18 410 внеплановые), то в 2013 году общее число проверок составило 21 245 (9 389 плановых и 11 856 внеплановых), а в 2014 году – 21 208 проверок (6 892 плановые и 14 316 внеплановые). То есть в прошлом году, по сравнению с позапрошлым, число внеплановых проверок увеличилось – это тревожная тенденция. Да, количество проверок, в целом снижается, в том числе, благодаря планомерной работе областной прокуратуры. Тем не менее, я считаю, что эта нагрузка все еще слишком велика", – обозначил Уполномоченный.
Алексей Москаленко также привел данные по количеству проверок, административных расследований и сумм штрафов, полученные от других контрольно-надзорных органов, работающих на уровне региона: МЧС, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Россельхознадзора, службы ветеринарии, службы потребительского рынка и лицензирования.
"Вся нагрузка по проверкам и штрафам ложится, по большей части, на легальный бизнес. Теневым бизнесом практически никто не занимается. Очень бы хотелось, чтобы вектор всех этих проверок сместился в сторону нелегального бизнеса, который, по сути дела, мешает нормальной конкурентной работе легального бизнеса", – выразил надежду Алексей Москаленко.
Вниманию участников были представлены результаты опроса «Мнение собственников и руководителей высшего звена средних и малых компаний об административной среде в Российской Федерации», который проводился среди собственников и руководителей (и их заместителей) высшего звена средних и малых компаний Иркутской области. Всего было опрошено 50 респондентов, проживающих в городе Иркутске и 13 муниципальных образованиях Иркутской области.
"Благодаря помощи общественных представителей Уполномоченного в муниципалитетах и кафедры социологии и социальной работы Байкальского Государственного Университета экономики и права, мы провели социологический опрос для оценки условий ведения бизнеса в Иркутской области. Большое спасибо хочу сказать заведующей этой кафедры Карпиковой Ирине Серафимовне за помощь, которую она нам оказала безвозмездно. Ведь в нашем бюджете нет средств на такие опросы, и провести эту важную работу удалось только благодаря нашему сотрудничеству. В презентацию вошли только некоторые результаты, все остальные включены в сам доклад".
На вопрос "Как за последний год изменилась административная нагрузка на Ваш бизнес?" 57,4 % респондентов отвечают, что она увеличилась, 41,2 % говорят, что не изменилась. 47,1 % опрошенных оценили объем общей административной нагрузки на бизнес в более чем 20 % от выручки. Что касается числа проверок, то 50 % участников исследования отметили, что их проверяли от 1 до 3 раз за год, 22,1 % – от 4 до 6 раз. Из всех проведенных проверок 72 % – это плановые.
"На вопрос "С чем, на ваш взгляд, связана практика уплаты неформальных платежей" самый популярный ответ был "С целью сохранить бизнес при неблагоприятной административной среде" (41,2 % респондентов). То есть предприниматель идет на взятки для того, чтобы остаться работать, сохранить бизнес, рабочие места. А на вопрос "Знаете ли вы о случаях, когда представители власти используют свое служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам?" положительно ответили 48,5 % респондентов, отметив, что это весьма распространенная практика. Коррупционная составляющая в отношениях бизнеса и власти очень высока, и правоохранительным структурам нужно увеличить усилия по борьбе с этими явлениями", – сказал Алексей Москаленко.
69,1 % участников исследования отметили, что происходящие кризисные явления очень сильно повлияли на развитие предпринимательства в регионе. 33,8 % собираются, в связи с этим, увеличить стоимость продукции (услуг), 30,9 % откажутся от планов по развитию бизнеса, еще 23,5 % проведут сокращение персонала.
Алексей Москаленко перечислил ключевые системные проблемы бизнеса, предложенные для включения в годовой доклад федерального Уполномоченного Бориса Титова:
· Административное давление на бизнес: постоянное увеличение административных штрафов и количества внеплановых проверок, проводимых контрольно-надзорными органами;
· Увеличение тарифов на электрическую и тепловую энергию для субъектов предпринимательской деятельности и непрозрачность формирование тарифа на оптовом рынке электрической энергии;
· Высокие обязательные платежи и сборы для бизнеса, установленные налоговым и иным законодательством;
· Недоступность государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства;
· Недоступность кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для улучшения делового и инвестиционного климата Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области предлагает в 2015 году органам государственной власти и Правительству Иркутской области:
· Не принимать законов и НПА, ухудшающих условия ведения бизнеса и увеличивающих совокупную налоговую нагрузку;
· Принять закон о налоге на имущество от кадастровой стоимости с параметрами 5000 м2 и коэффициентами по годам (выработанные в рамках рабочей группы);
· Создать и опубликовать региональную базу востребованной продукции и услуг с целью оптимальной организации открытия новых производств в рамках импортозамещения;
· Выработать меры, направленные на повышение доступности государственного и муниципального заказа;
· Совместно с инфраструктурой поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в Иркутской области провести просветительские мероприятия по вопросам:
– оказания мер государственной поддержки предпринимателям;
– использования антикризисных инструментов для ведения предпринимательской деятельности;
– предоставления государственных и муниципальных услуг для предпринимателей;
– участия предпринимателей в госзакупках.
В доклад бизнес-омбудсмена, итоговая версия которого будет подготовлена до 31 марта, будет включен список остальных проблем, влияющие на ведение предпринимательской деятельности, и предложений по их решению.
После презентации проекта доклада прошло обсуждение. Присутствующие активно в нем участвовали.
В ходе обсуждения председатель НП "Малые предприятия Иркутской области" Валентина Сокова высказала мнение о том, что увеличились административные нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса. Это произошло в связи с внесением изменений в законодательство в части увеличения размера административного штрафа, в частности для юридических лиц.
Председатель некоммерческого партнерства "Союз предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности" Дмитрий Баймашев отметил, что на бизнес, в силу законодательства, возлагаются большие сопутствующие расходы, которые в конечном итоге влияют на стоимость продукции предприятия. При этом на практике нет фактического эффекта от применения этих платных процедур: для бизнеса нет никакой пользы, они лишь приводят к дополнительным расходам.
Президент торгово-промышленной палаты Иркутской области Константин Шаврин отметил, что налоговые каникулы целесообразней предусмотреть не для начинающего, а для действующего бизнеса, чтобы его сохранить.
Председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области 2-го созыва Ольга Носенко сказала о том, что тема участия субъектов малого и среднего предпринимательства, прозвучавшая в проекте доклада Уполномоченного, очень актуальна, и предложила бизнес-омбудсмену провести в 2015 году совместную просветительскую работу по этой теме.
Заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов поблагодарил Уполномоченного за интересный и развернутый доклад, отметил, что становление института за прошедший год действительно произошло. Также он сказал о том, что прокуратура всегда готова к сотрудничеству, готова помогать в решении проблем. Для этого можно проработанные проблемы вносить через бизнес-омбудсмена Иркутской области, который, в том числе, выполняет роль связующего звена между предпринимательским сообществом и органами власти и выступает в качестве координатора.
Остальные фотографии с мероприятия можно посмотреть в альбоме.