янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Алексей Москаленко: "Самым больным вопросом для бизнеса остается административное давление"
31 марта комитет по собственности и экономической политике совместно с комитетом по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного Собрания Иркутской области провели круглый стол на тему "Малые предприятия в развитии экономики Иркутской области: векторы развития, налоговый потенциал, государственная поддержка". Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко выступил с докладом.
"Свое ежегодное послание Президент Владимир Путин назвал сигналом в поддержку свободы предпринимательства, – начала мероприятие Ольга Носенко, председатель комитета по собственности и экономической политике. – Президент предложил в течение 4-х лет не менять действующую налоговую систему, отменить на 3 года плановые проверки тех предпринимателей, которые добросовестно работали в течение 3-х лет. Также серьезным подспорьем для малого и среднего бизнеса должен стать, по словам Владимира Путина, государственный заказ, а это десятки и сотни миллиардов рублей, которые пошли бы на развитие предпринимательства.
Безусловно, поручения Президента правильные, но недостаточные. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в стране и в нашем регионе несколько отличаются. На обсуждении проекта первого ежегодного доклада бизнес-омбудсмена Иркутской области (http://www.ombudsmanbiz-irk.ru/news/default/info/375/) представители малого и среднего бизнеса называли следующие проблемы: недостатки налоговой системы, отсутствие оборотных средств, низкая платежеспособность населения, высокая арендная плата, экономическая политика государства, недоступность кредитов, слабое развитие внутреннего рынка, высокие тарифы, отсутствие производственных площадей.
Малое предпринимательство – это явление, прежде всего, региональное, даже муниципальное, потому что малый бизнес развивается и развивает ту территорию, где живет предприниматель. А для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить согласование интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательской деятельности. Сегодня мы выявим проблемные моменты и недостатки. Ваши предложения и рекомендации будут учтены".
Бизнес-омбудсмен Алексей Москаленко отметил, что доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте составляет 5,1 %. И это, с одной стороны, очень низкий показатель, с другой стороны, это огромный потенциал для развития малого и среднего бизнеса, для формирования бюджета. Нужно только создать условия для ведения бизнеса, комфортную деловую среду, чтобы люди не боялись заниматься предпринимательством.
"Самым больным вопросом на сегодняшний день остается административное давление, к которому относится, в том числе, деятельность контрольно-надзорных органов. Согласно нашему опросу, проведенному среди предпринимателей, почти 60 % из них отмечают увеличение административной нагрузки в 2014 году. Исправить ситуацию, я считаю, можно достаточно просто – нужно выполнить послание Президента РФ. Прошло уже 3 месяца со времени послания, но, к сожалению, оно реализовано слабо, и условия продолжают ухудшаться: растет налоговая нагрузка, размеры штрафов".
Алексей Москаленко также отметил, что контролем нелегального бизнеса практически никто не занимается, и из-за этого вся нагрузка ложится на легальный бизнес. По статистике, подготовленной аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, практически 50 % малых и средних предпринимателей находятся в тени.
"Вектор проверок нужно направить в сторону теневого бизнеса. Это бы улучшило конкурентную среду потому, что те предприниматели, которые работают нелегально, находятся вне конкуренции. Они не соблюдают законов, не платят огромных штрафов, которые платят зарегистрированные предприниматели. И выходит, что работать нелегально выгодно. А чтобы было выгодно работать в легальном поле, нужно снизить и проверочную, и налоговую нагрузку", – сказал бизнес-омбудсмен.
Среди других перечисленных Уполномоченным проблем были: увеличение тарифов на электрическую и тепловую энергию и непрозрачность методики формирования тарифов на оптовом рынке; недоступность государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства; недоступность кредитов для развития.
Уполномоченный предложил для включения в рекомендации по итогам проведения круглого стола:
1. Принять закон Иркутской области, предусматривающий установление налоговой ставки в размере 0 % для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной или научной сферах, применяющих упрощенную и патентную систему налогообложения;
2. Принять закон о налоге на имущество от кадастровой стоимости с параметрами 5000 м2 и коэффициентами по годам, выработанными в рамках рабочей группы при бизнес-омбудсмене (установление налоговых ставок в 2016 году в размере 1,5 %, в 2017 году – 1,8 %, в 2018 и последующие годы – 2 %);
3. Правительству Иркутской области совместно с Координационным банковским советом при Губернаторе Иркутской области выработать предложения по повышению качества и условий предоставления банковских услуг для субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории области;
4. Обеспечить разработку и публичное обсуждение с предпринимательским сообществом региона административных регламентов в сфере предоставления земельных участков, распоряжение которыми осуществляет Правительство Иркутской области;
5. Выработать меры, направленные на повышение доступности государственного и муниципального заказа;
6. Совместно с инфраструктурой поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в Иркутской области (АО "Корпорация развития Иркутской области", ГАУ "Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", Фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства "Иркутский областной гарантийный фонд", Фонд "Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутской области") провести просветительские мероприятия по вопросам:
– оказания мер государственной поддержки предпринимателям;
– использования антикризисных инструментов для ведения предпринимательской деятельности;
– предоставления государственных и муниципальных услуг для предпринимателей;
– участия предпринимателей в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.