Возможно ли обеспечить качество правового образования, полученного on-line? Можно ли получить полноценную юридическую квалификацию без посещения лекций и семинаров? Эти и другие вопросы развития юридического образования в условиях повсеместной цифровизации и распространения дистанционного обучения обсудили эксперты на площадке VIII Петербургского Международного Юридического Форума.
Модератором дискуссии выступил Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместитель Министра юстиции Российской Федерации Михаил Гальперин. В обсуждении приняли участие президент Бруклинской школы права Николас Аллард, декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Белов, заслуженный профессор сравнительного правоведения юридического факультета Римского университета Ла Сапиенца Михаэль Бонелл, заместитель генерального директора департамента по единому государственному юридическому экзамену Министерства юстиции Китая Хонг Ван, председатель правления Русско-Китайского Юридического Общества Александр Молотников, профессор международного частного и транснационального права Университета Маастрихта, профессор права Университета Антверпена Марта Пертегас и проректор по учебной и методической работе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Екатерина Тягай.
Профессор международного частного и транснационального права Университета Маастрихта, профессор права Университета Антверпена Марта Пертегас поделилась своим опытом внедрения образовательных программ on-line. Она рассказала о взаимодействии голландских студентов и студентов из Южной Африки, проведении совместных семинаров через Интернет. По словам профессора, главные проблемы, которые призвано решить on-line образование, – большие расстояния и дороговизна обучения. «Все студенты в онлайне объединяются – и здесь проблемы расстояний и затрат на обучение решаются. Теперь благодаря технологиям можно проводить интерактивные занятия, используя Интернет», – подчеркнула она.
Главной проблемой распространения on-line образования Марта Пертегас назвала зависимость от качества связи. «Я хотела бы призвать всех нас исследовать эту область, использовать все технические средства для расширения возможностей юридического образования», – сказала ученый.
Заслуженный профессор сравнительного правоведения юридического факультета Римского университета Ла Сапиенца Михаэль Бонелл, напротив, не выразил энтузиазма относительно распространения дистанционного юридического образования. По мнению эксперта, on-line образование сужает возможности для общения между преподавателями и студентами, а без этого обучение сложно назвать полноценным, считает он.
«Если мы говорим о сократовском методе – его можно использовать в онлайне, но он не может быть единственным подходом. Необходимо комбинировать: обеспечивать общение преподавателя со студентами – например, после лекций», – подчеркнул профессор.
Продолжая эту мысль, Михаэль Бонелл указал на то, что лектору необходимо видеть реакцию аудитории, смотреть в глаза студентам – это, по мнению профессора, невозможно on-line. «У меня накоплен достаточно большой опыт преподавания, измеряемый уже десятилетиями, и я всегда знал и понимал, что важно смотреть в глаза студентам. Необходимо их реакцию сразу же считывать – а реакция может быть разной, и необходимо на нее реагировать. Если вы видите, что студенты засыпают, необходимо поменять тембр голоса. Подчеркну, что я не владею всем комплексом инноваций, мне трудно представить, как можно использовать образование онлайн, но я считаю диалог очень важным, после лекций нужно смотреть в глаза студентам. Так мы сразу видим отклик нашей аудитории, что, конечно, нельзя сделать онлайн», – уверен Михаэль Бонелл.
Президент Бруклинской школы права Николас Аллард указал на то, что on-line технологии во многих сферах жизни, в том числе и в юридической практике, уже стали реальностью, и образование в этом аспекте не должно отставать. «Если бы мне было нужно выбрать одно слово, чтобы описать будущее применения технологий в юридическом образовании, только одно слово, я бы выбрал – «неизбежность», - подчеркнул Николас Аллард.
Декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Белов согласился с ним и отметил, что сфера образования не должна отставать от развивающейся реальности. Он указал на то, что распространение on-line обучения уже сегодня меняет парадигму рынка образовательных услуг. «МООС – массовые открытые онлайн-курсы, вся эта практика, принципиально меняют подход к организации образования и во всех смыслах можно считать их вызовом сложившейся системе. Во-первых, меняется роль университетов в этой системе: если раньше они выступали точкой доступа к образованию, знанию, давали возможность получить знания, получить материалы, общаться с преподавателем, работать в аудиториях – сейчас их роль меняется. Университеты становятся генераторами новых знаний, новых материалов, но утрачивают монополию на доступ к этим материалам, так как каждый получает возможность получить образование вне стен университета. При этом за университетом сохраняется важнейшая роль контролера, организации, которая отвечает за качество продукта и в результате его освоения выдает диплом об образовании, дающий право на юридическую практику. Принципиально меняется рынок образовательных услуг. Начинают конкурировать между собой не университеты, а авторы конкретных курсов, ресурсов», – считает декан юридического факультета СПбГУ.
Проректор по учебной и методической работе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Екатерина Тягай поддержала эту точку зрения и перечислила основные плюсы и минусы on-line образования, отметив при этом, что все минусы носят условный характер и нивелируются преимуществами дистанционного обучения. Среди плюсов эксперт назвала возможность академической коллаборации и повышение уровня академической мобильности, а также снижение языкового барьера и уровня страха публичных выступлений у студентов. «Мне кажется, университеты в будущем будут делиться на две категории с точки зрения своего отношения к онлайн-образованию: тех, кто будет саботировать и находить аргументы для того, чтобы оставаться в классической академической очной неинтерактивной зоне, и тех, кто будет делать курсы, которые будут вынуждены потреблять люди, относящиеся к первой категории. То есть, будет две группы университетов: те, кто производит курсы, и те, кто потребляет курсы. И, конечно, те университеты, которые хотят быть мощными образовательными кластерами, должны понимать, что делать контент и определять, чему будут учиться студенты, важнее, чем быть потребителем этого контента», – подчеркнула юрист.
Председатель правления Русско-Китайского Юридического Общества Александр Молотников выразил мнение, что не стоит возлагать слишком большие надежды на дистанционное обучение и делать на него ставку. «Онлайн-образование хорошо как дополнительная поддержка, но нельзя заменить онлайн-образованием базовую юридическую подготовку», – уверен эксперт.
В завершение обсуждения модератор дискуссии, Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместитель Министра юстиции Российской Федерации Михаил Гальперин выразил надежду, что on-line образование в ближайшем будущем не вытеснит оффлайн-преподавателей. «Я надеюсь, что юридическое образование будет оставаться в фокусе нашего внимания и в фокусе Форума долгие годы», – заключил Михаил Гальперин.
|