янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Функционирование внутреннего рынка Евразийского экономического союза: право и цифровая трансформация
21
Мая
Вопросы функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза с точки зрения права и цифровой трансформации обсудили эксперты на VIII Петербургском Международном Юридическом Форуме.
Обсуждение модерировал директор департамента функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии Илья Чёрный. В дискуссии участвовали член коллегии (Министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии Карине Минасян, судья суда Евразийского экономического союза Татьяна Нешатаева, партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Андрей Порфирьев, судья суда Евразийского экономического союза Галина Скрипкина и исполнительный вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «ВымпелКом» Михаил Якушев.
Открывая сессию, Карине Минасян затронула вопрос о выборе пути развития законодательства о цифровых технологиях. «Во многих странах уже принята цифровая повестка, каждая страна по-своему пытается регулировать ее: кто-то признает некие вопросы, кто-то не признает. Юридически различные центральные банки обсуждают признание криптовалют, непризнание, каждый делает свои заявления. Каждая страна вырабатывает свои термины. У нас встает вопрос: каким путем в рамках цифровой повестки мы должны двигаться? Мы должны идти путем гармонизации после того, как национальные законодательства будут сформулированы, или все-таки мы должны уже на данном этапе вести общую дискуссию и двигаться путем конвергенции нашего законодательства хотя бы на уровне дискуссий по терминологии? Уже сейчас мы наблюдаем как разрозненность движения создает дополнительные проблемы в тех вопросах, о которых мы с вами уже договорились: свободное движение капитала, услуг, товаров и рабочей силы», – сказала она.
Андрей Порфирьев обратил внимание собравшихся на то, как бизнес реагирует на регулирование. «Бизнес пока рассматривает подобного рода регулирование, возникающее сейчас на национальном уровне, как некие ограничения для внутренней торговли. Но общее понимание бизнеса связано с тем, что есть вещи, которые должны оставаться в сфере конкуренции», – пояснил партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».
Галина Скрипкина выразила мнение, что отсутствие глобального внедрения цифровых технологий могут привести к появлению барьеров между государствами. «Если какие-то вопросы не отрегулированы в области права, причем права глобального, наднационального уровня, это приведет к тому, что у государств-членов ЕАЭС будут свои наработки в области цифровых технологий. Сейчас мы имеем много примеров по технологиям, касающихся таможенных взаимоотношений, но это не приводит к единому пониманию и безбарьерному прохождению товаров, и цифровизации как к конечному итогу. Здесь есть много вопросов, и желательно их решать в комплексе», – пояснила она.
Михаил Якушев выразил сожаление, что вопросы цифровой трансформации в странах ЕАЭС очень малоизвестны. «Живя в России, мы очень мало знаем, что происходит в рамках ЕАЭС. И очень интересно было бы посмотреть на решения судебных органов, юридически там очень интересные вещи отмечаются. Мы мало знаем, что происходит у наших соседей. <…> Мы должны друг друга чуть больше информировать. Я сейчас выношу за скобки Россию. Как успешно развивается парк высоких технологий в Беларуси, все, что связано с регулированием криптовалют и биткоинов, все это может привести к тому, что просто идет переток бизнесов из стран более зарегулированных в менее регулированные. Наверное, это неплохо, но было бы лучше, если бы это происходило на территории всех стран ЕАЭС. Решаются вопросы информационной безопасности в Казахстане. И здесь есть чему поучиться российским коллегам, потому что многие вопросы там решаются более эффективно, чем у нас. Например, сейчас пытаются заблокировать Telegram, всем известная история. В Казахстане Telegram не блокируют, но уровень информационной безопасности там ничуть не ниже, чем у нас. Очень активно участвует в вопросах развития современных технологий и экономических показателей в Армении не коммерческое сообщество, а научное. Это очень хороший показатель интеллектуального потенциала страны, это двигает экономику, а не какие-то гиганты типа «Яндекса» или Mail.ru в России», – рассказал он.
В качестве резюме Михаил Якушев предложил сосредоточиться не на вопросах национального регулирования, а гармонизировать и кодифицировать существующие законы, опираясь на опыт стран ЕАЭС в этой сфере.
«У нас действует предельно устаревший закон о связи, предельно устаревшее законодательство об информации. Оно представляет собой лоскутное одеяло», – заявил эксперт. Михаил Якушев пояснил, что можно обратить внимание на опыт Беларуси или Армении, где существует закон об электронной связи.