янв
фев
мар
апр
- май (1)
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
- сен (1)
окт
ноя
дек
- янв (1)
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Лариса Невидайло: "Привлечение pro-bono экспертов и медиаторов – это зона большой ответственности и риска"
Вопросы привлечения к работе Уполномоченных по защите прав предпринимателей экспертов на условиях pro-bono, а также профессиональных медиаторов обсудили в Екатеринбурге региональные бизнес-омбудсмены, представители аппарата Уполномоченного при Президенте РФ, а также профессиональное экспертное сообщество.
По словам руководителя департамента по работе с региональными уполномоченными аппарата Уполномоченного при Президенте РФ Максима Зубкова, сотрудничество с экспертным сообществом на условиях pro-bono внесло неоценимый вклад в институт бизнес-омбудсменства, особенно на первом этапе его становления. а сегодня в России на общественных началах омбудсменам помогают почти 620 человек.
Своим негативным опытом сотрудничества с pro-bono экспертом в рамках работы над обращением поделился Уполномоченный Иркутской области Алексей Москаленко. «Мы вынуждены были расторгнуть два соглашения с экспертами, которые работали с нами на условиях pro-bono, после того как к нам поступила информация о том, что они берут с наших предпринимателей деньги, в рамках работы над тем обращением, которое им было передано Уполномоченным», - рассказал Алексей Москаленко и призвал коллег максимально осторожно и вдумчиво подходить к отбору таких общественных помощников.
Стоит отметить, что многие региональные омбудсмены широко используют практику привлечения к своей работе «профессиональных волонтеров», заключая соглашения о сотрудничестве с объединениями юристов, частными адвокатами, консалтинговыми и юридическими фирмами. Вместе с тем, служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области демонстрирует в этом вопросе осторожный подход. По мнению, Ларисы Невидайло, необдуманное взаимодействие в рамках системы pro-bono может спровоцировать конфликты интересов, обвинения в предвзятости и лоббировании, низкое качество даваемых правовых заключений и т.п. «Именно поэтому с подавляющим числом обращений работают юристы нашей службы, ведь это наша прямая обязанность. А к экспертам на общественных началах мы обращаемся только в рассмотрении особо сложных обращений, где необходимо углубленное понимание предмета конфликта, где существуют некоторые законодательные пробелы», - подчеркивает тюменский бизнес-омбудсмен. Для этого в Тюменской области работает Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», куда входят действительно авторитетные в регионе эксперты-профессионалы.
Второй круглый стол бы посвящен использованию медиации в работе Уполномоченных по защите прав предпринимателей. В работе этого круглого стола помимо омбудсменов, приняли участие профессиональные медиаторы, представители контрольно-надзорных органов и региональных арбитражных судов. Уполномоченный Свердловской области призвала всех активнее прибегать в услугам практикующих медиаторов, вместе с тем встал вопрос о проблематичности привлечения таких специалистов, когда стороной конфликта является орган власти. В регламентах работы органов власти механизмы и регламенты примирительных процедур не закреплены. Кроме этого есть реальный риск быть обвиненными в коррупции. Именно поэтому в функцию медиатора при разрешении конфликтов власти и бизнеса должен взять на себя Уполномоченный по защите прав предпринимателей. Его статус и возложенные законом обязанности позволяют участвовать в урегулировании такого рода споров. При этом все присутствующие сошлись во мнении, что внесудебные решения более удобны и менее затратны для обеих сторон конфликта. «Задача Уполномоченного - досудебное урегулирование споров. Поэтому в своей практике мы едва ли не ежедневно используем те или иные медиативные инструменты – ищем индивидуальные механизмы решения конкретной проблемы конкретного предпринимателя. Еще одна наша задача – перенастроить конкретных чиновников на разговор с предпринимателями не с позиций силы, не в конфликтно-агрессивном ключе, а в режиме диалога и взаимодействия, Ищем для чиновников побудительные факторы для примирения в досудебном формате», - выражает свою позицию Тюменский бизнес-омбудсмен.