янв
фев
мар
апр
- май (1)
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
- сен (1)
окт
ноя
дек
- янв (1)
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
А. Москаленко: бизнес – это единственная лошадка, на которой сегодня можно вывезти нашу экономику
Власти утверждают, что бизнес необходимо максимально защищать от внешних раздражителей и создавать для него благоприятные условия развития. Об этом неоднократно в своем послании в декабре 2014 года говорил и Президент РФ: введение "надзорных каникул", заморозка действующих налоговых условий, поддержка стартапов и прочее. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко рассказал "Сибирским новостям" о том, что делается для бизнеса сегодня и стоит ли предпринимательству ждать "золотых гор".
Алексей Алексеевич, каковы итоги минувшего года, можно ли уже говорить о серьезных достижениях?
- Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей существует в Иркутской области на протяжении года, в России - 2,5 года. Однако в нашем регионе свою полноценную работу институт начал только в июне минувшего года после решения ряда организационных вопросов. В настоящее время на территории Иркутской области назначены 19 общественных представителей, а также создано 9 общественных приемных в Иркутске, Братске, Зиме, Тулуне, Усолье-Сибирском, Усть-Илимске, Ангарском МО, Боханском районе, Черемховском районе. Мы расширяем географию, чтобы предпринимателям было удобно к нам обращаться. Это сокращает время подачи обращений и жалоб, а также проведения консультаций. Эти приемные создавались в результате наших поездок и встреч. Мы уже посетили 21 муниципальное образование из 42. Планируется, что во всех муниципалитетах будут созданы общественные приемные Уполномоченного. Сегодня наша структура достаточно разветвленная. Думаю, других правозащитных структур в нашем регионе с такой сетью, к сожалению, нет.
Для более эффективной работы с обращениями мы заключили соглашения о взаимодействии с различными органами власти: прокуратурой, антимонопольной службой, с Управлением внутренних дел, МЧС и так далее. Эта работа будет продолжена и в этом году. Мы хотим охватить почти все структуры, которые занимаются контролем бизнеса. Такое сотрудничество эффективно, оно помогает сократить работу с обращениями. Кроме того, создана нормативно-правовая база: как сам региональный закон об Уполномоченном, так и закон об административной ответственности воспрепятствованию деятельности Уполномоченного.
При Уполномоченном созданы и функционируют две рабочие группы: по защите прав перевозчиков, в рамках которой планируется найти оптимальный вариант решения проблем перевозчиков, а также качественно, в правовом поле, рассмотреть предложения перевозчиков, касающихся регулирования тарифа на перевозки, и рабочая группа по проведению консультаций с предпринимательским сообществом, в рамках которой рассматриваются региональные законопроекты, касающиеся введения налогов на территории региона. В этой сфере уже достигнуты определенные успехи. Мы принимали участие в работе над проектом закона по налогу на имущество от кадастровой стоимости. Нам удалось добиться того, чтобы в этом году действие данного документа на Иркутскую область не распространялось. Это значит, что с 1 января 2015 года предприниматели не начали платить увеличенный налог на имущество. В этом году также будет продолжена работа над данным законом, и мы постараемся максимально его оптимизировать для того, чтобы в связи с его принятием потом было как можно меньше негативных последствий для предпринимателей.
При работе с обращениями, также как и при работе с органами власти, мы пользуемся правом законодательной инициативы. Мы даем заключения на все проекты законов, которые касаются предпринимательской деятельности. Буквально в декабре прошлого года нам удалось внести в проект закона об административной ответственности поправки, снижающие штрафы более чем в 2 раза.
С какими проблемами чаще всего обращаются к Уполномоченному предприниматели?
- Чаще всего жалобы связаны с земельными отношениями. Речь идет о попытках сноса павильонов, нестационарных торговых объектов, досрочном прекращении аренды земельных участков и прочее. Таких жалоб 40%. Еще один повод для частых обращений - лицензионная деятельность (20%). В этой сфере 99% случаев связаны с лицензированием розничной продажи алкогольной продукции. В работе с обращениями мы подключаем и прокуратуру, и антимонопольную службу, а также участвуем в судебных заседаниях на стороне предпринимателя. Государство и предприниматель были по разную сторону баррикад. Однако сегодня государство в нашем лице может стать защитником интересов и прав предпринимателей в судебных инстанциях. Это очень важно. В настоящее время мы одновременно ведем 8 судебных дел.
Кроме того, большие вопросы у предпринимателей вызывает процедура повышения тарифов на транспортные перевозки. Мы создали в этой связи рабочую группу и пытаемся упростить механизмы утверждения тарифов. Этот процесс должен быть сбалансированным и более оптимальным, поскольку сегодня нормативы, на мой взгляд, достаточно запутаны и вариативны. От этого предприниматели не могут самостоятельно подготовить все документы, пройти весь регламент и так далее. Например, для того, чтобы тот транспорт, который перевозит людей, был в хорошем состоянии, он должен обновляться, ремонтироваться вовремя. Но с теми тарифами, которые существуют сегодня, это очень сложно сделать. Обновить парк практически невозможно. Надо смягчить некоторые условия.
Всего с июня по декабрь 2014 года в адрес Уполномоченного поступило 339 обращений, в том числе и 140 жалоб. На текущий момент на рассмотрении находится 59 жалоб.
Какого рода предприниматели наиболее незащищены, кому больше всего нужна помощь омбудсмена?
- Наиболее незащищен, конечно, мелкий и средний бизнес, у которых нет возможности содержать юридическую службу, штат квалифицированных бухгалтеров. У них просто нет возможности для этого, поскольку это увеличивает издержки и влияет на стоимость продукта. Со стороны контрольно-надзорных органов существует множество препятствий, не позволяющих соблюдать все требования, которые установлены в настоящее время. Их никто не может выполнить. До 1990 года было создано более 3,5 тыс. требований, нормативов, законов, правил и прочее. Добавьте к этому то, что за 25 лет Россия наработала дополнительно. А ведь предприниматель должен все это знать и соблюдать. Это просто невозможно. Поэтому сегодня уже началась модернизация контрольно-надзорной деятельности. Думаю, с 2017 года она перейдет на риск-ориентированную модель, упрощающую многие процедуры, снимающую дополнительные требования, в отношении которых будет проведена ревизия. Я считаю, что многие из них уже не нужны.
Какие изменения, на Ваш взгляд, необходимо или можно было бы внести в законодательство, как региональное, так и федеральное, в сфере защиты прав предпринимателей?
- Мы в настоящее время как раз ведем работу по этому вопросу. Думаю, более подробно об этом мы сможем поговорить чуть позже. В данной сфере нашей деятельности, как я уже говорил, у нас также есть определенные успехи. Введение "налоговых каникул" - это результат деятельности института Уполномоченного в России. Мы тоже в этом приняли определенное участие, поскольку год назад с предпринимательским сообществом провели работу по выявлению системных проблем у нас в регионе, направили их в федеральный аппарат, который включил наши замечания в свой годовой отчет. Они и нашли свое отражение в посланиях Президента. Работа прошлого года показывает, что этот метод эффективен. Кроме того, летом начнет действовать единый реестр проверок, в которые войдут не только плановые проверки, но и внеплановые.
Какие программы, реализуемые в Иркутской области, Вы считаете наиболее действенными в поддержке бизнеса?
- У нас есть масса программ, поддерживающих начинающих предпринимателей, которые приняты Правительством Иркутской области и которые приняты органами местного самоуправления, то есть действуют на территориях муниципалитетов.
Однако я считаю, что поддерживать нужно действующий бизнес. Особенно в условиях кризиса. Поддержка стартапов не эффективна по одной простой причине: сумма, выделяемая им на ведение дела, весьма незначительна, она распыляется, на нее нельзя начать бизнес. Это зачастую приводит и к злоупотреблениям, потому как для стартапов предусмотрен самый простой механизм выделения субсидий. Никто не знает, будет ли новое предприятие работать через год. Принесет эффект или нет. Если да, то хорошо. А если нет? А деньги-то затрачены. У действующих предпринимателей уже создана структура, у них есть свой продукт. Вот их и необходимо поддерживать.
Как Вы оцениваете состояние экономики Иркутской области на сегодняшний день, и как оно может повлиять на развитие бизнеса?
- У нас будет тяжелый год, это очевидно. Конечно, в таких ситуациях сложнее работать. Мы видим, что происходит с курсом валют. Как с этим будет бороться федеральное правительство - не ясно. Но всегда во время кризиса открываются новые возможности, открываются новые производства. Да, многие и закрываются. Но для поддержки бизнеса необходимо снизить барьеры, сделать "налоговые каникулы", ввести моратории на проверки и так далее. О них говорил Президент в своем послании. Но, к сожалению, мы сегодня видим, что пока никто его не выполнил.
Понятно, что это не быстрый процесс. Если это произойдет, и предприниматель почувствует свободу, меньшее давление на себя со стороны контролеров, я думаю, тогда бизнес начнет активно развиваться. Даже несмотря на кризис. По сути, бизнес - это единственная лошадка, на которой сегодня можно вывезти нашу экономическую телегу. Сырьевой сектор экономики очень чувствителен ко всем политическим процессам в мире. А вот малый и средний бизнес не подвержен такому влиянию, он более стабильный. Поэтому ему нужно дать стабильные, предсказуемые условия развития. Вместо этого что мы наблюдаем? За последние 3 месяца к Налоговому кодексу поступило около 50 различных дополнений и изменений. Как с этим работать? Как предприниматель может вовремя сориентироваться и среагировать на это? Нужно поставить барьер. Как минимум - заморозить нынешние условия. Но мы никогда не ищем легких путей и сами себе создаем трудности и проблемы. Например, депутаты Госдумы опять что-то интересное выдумали: они выступили с инициативой внести в Административный кодекс изменения, позволяющие не только штрафовать за административное нарушение, но и ликвидировать предприятие. Это идет вразрез с посланием Президента. Этого не должно быть. У нас все ветви власти почему-то работают сами по себе.
Допустим, мы снимем все налоги с предпринимателя. Ему, как кажется, должно после этого прекрасно работаться. Но если контрольно-надзорная система останется такой, какая она сейчас, если никто предпринимателю помогать не будет, то это будет бесполезно. Поскольку система непредсказуема и достаточно коррумпирована. Это такой барьер, который страшнее высоких налогов. С этим надо бороться основательно. Но не так как у нас привыкли - просто затыкать дыры, - а устанавливать и устранять причины обращений и жалоб, систематизировать их.