Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

Смотрите публикации за:
  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май (1)
  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен (1)
  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв (1)
  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

04 февраля

А. Москаленко: бизнес – это единственная лошадка, на которой сегодня можно вывезти нашу экономику

Власти утверждают, что бизнес необходимо максимально защищать от внешних раздражителей и создавать для него благоприятные условия развития. Об этом неоднократно в своем послании в декабре 2014 года говорил и Президент РФ: введение "надзорных каникул", заморозка действующих налоговых условий, поддержка стартапов и прочее. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко рассказал "Сибирским новостям" о том, что делается для бизнеса сегодня и стоит ли предпринимательству ждать "золотых гор".

Алексей Алексеевич, каковы итоги минувшего года, можно ли уже говорить о серьезных достижениях?

- Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей существует в Иркутской области на протяжении года, в России - 2,5 года. Однако в нашем регионе свою полноценную работу институт начал только в июне минувшего года после решения ряда организационных вопросов. В настоящее время на территории Иркутской области назначены 19 общественных представителей, а также создано 9 общественных приемных в Иркутске, Братске, Зиме, Тулуне, Усолье-Сибирском, Усть-Илимске, Ангарском МО, Боханском районе, Черемховском районе. Мы расширяем географию, чтобы предпринимателям было удобно к нам обращаться. Это сокращает время подачи обращений и жалоб, а также проведения консультаций. Эти приемные создавались в результате наших поездок и встреч. Мы уже посетили 21 муниципальное образование из 42. Планируется, что во всех муниципалитетах будут созданы общественные приемные Уполномоченного. Сегодня наша структура достаточно разветвленная. Думаю, других правозащитных структур в нашем регионе с такой сетью, к сожалению, нет.

Для более эффективной работы с обращениями мы заключили соглашения о взаимодействии с различными органами власти: прокуратурой, антимонопольной службой, с Управлением внутренних дел, МЧС и так далее. Эта работа будет продолжена и в этом году. Мы хотим охватить почти все структуры, которые занимаются контролем бизнеса. Такое сотрудничество эффективно, оно помогает сократить работу с обращениями. Кроме того, создана нормативно-правовая база: как сам региональный закон об Уполномоченном, так и закон об административной ответственности воспрепятствованию деятельности Уполномоченного.

При Уполномоченном созданы и функционируют две рабочие группы: по защите прав перевозчиков, в рамках которой планируется найти оптимальный вариант решения проблем перевозчиков, а также качественно, в правовом поле, рассмотреть предложения перевозчиков, касающихся регулирования тарифа на перевозки, и рабочая группа по проведению консультаций с предпринимательским сообществом, в рамках которой рассматриваются региональные законопроекты, касающиеся введения налогов на территории региона. В этой сфере уже достигнуты определенные успехи. Мы принимали участие в работе над проектом закона по налогу на имущество от кадастровой стоимости. Нам удалось добиться того, чтобы в этом году действие данного документа на Иркутскую область не распространялось. Это значит, что с 1 января 2015 года предприниматели не начали платить увеличенный налог на имущество. В этом году также будет продолжена работа над данным законом, и мы постараемся максимально его оптимизировать для того, чтобы в связи с его принятием потом было как можно меньше негативных последствий для предпринимателей.

При работе с обращениями, также как и при работе с органами власти, мы пользуемся правом законодательной инициативы. Мы даем заключения на все проекты законов, которые касаются предпринимательской деятельности. Буквально в декабре прошлого года нам удалось внести в проект закона об административной ответственности поправки, снижающие штрафы более чем в 2 раза.

С какими проблемами чаще всего обращаются к Уполномоченному предприниматели?

- Чаще всего жалобы связаны с земельными отношениями. Речь идет о попытках сноса павильонов, нестационарных торговых объектов, досрочном прекращении аренды земельных участков и прочее. Таких жалоб 40%. Еще один повод для частых обращений - лицензионная деятельность (20%). В этой сфере 99% случаев связаны с лицензированием розничной продажи алкогольной продукции. В работе с обращениями мы подключаем и прокуратуру, и антимонопольную службу, а также участвуем в судебных заседаниях на стороне предпринимателя. Государство и предприниматель были по разную сторону баррикад. Однако сегодня государство в нашем лице может стать защитником интересов и прав предпринимателей в судебных инстанциях. Это очень важно. В настоящее время мы одновременно ведем 8 судебных дел.

Кроме того, большие вопросы у предпринимателей вызывает процедура повышения тарифов на транспортные перевозки. Мы создали в этой связи рабочую группу и пытаемся упростить механизмы утверждения тарифов. Этот процесс должен быть сбалансированным и более оптимальным, поскольку сегодня нормативы, на мой взгляд, достаточно запутаны и вариативны. От этого предприниматели не могут самостоятельно подготовить все документы, пройти весь регламент и так далее. Например, для того, чтобы тот транспорт, который перевозит людей, был в хорошем состоянии, он должен обновляться, ремонтироваться вовремя. Но с теми тарифами, которые существуют сегодня, это очень сложно сделать. Обновить парк практически невозможно. Надо смягчить некоторые условия.

Всего с июня по декабрь 2014 года в адрес Уполномоченного поступило 339 обращений, в том числе и 140 жалоб. На текущий момент на рассмотрении находится 59 жалоб.

Какого рода предприниматели наиболее незащищены, кому больше всего нужна помощь омбудсмена?

- Наиболее незащищен, конечно, мелкий и средний бизнес, у которых нет возможности содержать юридическую службу, штат квалифицированных бухгалтеров. У них просто нет возможности для этого, поскольку это увеличивает издержки и влияет на стоимость продукта. Со стороны контрольно-надзорных органов существует множество препятствий, не позволяющих соблюдать все требования, которые установлены в настоящее время. Их никто не может выполнить. До 1990 года было создано более 3,5 тыс. требований, нормативов, законов, правил и прочее. Добавьте к этому то, что за 25 лет Россия наработала дополнительно. А ведь предприниматель должен все это знать и соблюдать. Это просто невозможно. Поэтому сегодня уже началась модернизация контрольно-надзорной деятельности. Думаю, с 2017 года она перейдет на риск-ориентированную модель, упрощающую многие процедуры, снимающую дополнительные требования, в отношении которых будет проведена ревизия. Я считаю, что многие из них уже не нужны.

Какие изменения, на Ваш взгляд, необходимо или можно было бы внести в законодательство, как региональное, так и федеральное, в сфере защиты прав предпринимателей?

- Мы в настоящее время как раз ведем работу по этому вопросу. Думаю, более подробно об этом мы сможем поговорить чуть позже. В данной сфере нашей деятельности, как я уже говорил, у нас также есть определенные успехи. Введение "налоговых каникул" - это результат деятельности института Уполномоченного в России. Мы тоже в этом приняли определенное участие, поскольку год назад с предпринимательским сообществом провели работу по выявлению системных проблем у нас в регионе, направили их в федеральный аппарат, который включил наши замечания в свой годовой отчет. Они и нашли свое отражение в посланиях Президента. Работа прошлого года показывает, что этот метод эффективен. Кроме того, летом начнет действовать единый реестр проверок, в которые войдут не только плановые проверки, но и внеплановые.

Какие программы, реализуемые в Иркутской области, Вы считаете наиболее действенными в поддержке бизнеса?

- У нас есть масса программ, поддерживающих начинающих предпринимателей, которые приняты Правительством Иркутской области и которые приняты органами местного самоуправления, то есть действуют на территориях муниципалитетов.

Однако я считаю, что поддерживать нужно действующий бизнес. Особенно в условиях кризиса. Поддержка стартапов не эффективна по одной простой причине: сумма, выделяемая им на ведение дела, весьма незначительна, она распыляется, на нее нельзя начать бизнес. Это зачастую приводит и к злоупотреблениям, потому как для стартапов предусмотрен самый простой механизм выделения субсидий. Никто не знает, будет ли новое предприятие работать через год. Принесет эффект или нет. Если да, то хорошо. А если нет? А деньги-то затрачены. У действующих предпринимателей уже создана структура, у них есть свой продукт. Вот их и необходимо поддерживать.

Как Вы оцениваете состояние экономики Иркутской области на сегодняшний день, и как оно может повлиять на развитие бизнеса?

- У нас будет тяжелый год, это очевидно. Конечно, в таких ситуациях сложнее работать. Мы видим, что происходит с курсом валют. Как с этим будет бороться федеральное правительство - не ясно. Но всегда во время кризиса открываются новые возможности, открываются новые производства. Да, многие и закрываются. Но для поддержки бизнеса необходимо снизить барьеры, сделать "налоговые каникулы", ввести моратории на проверки и так далее. О них говорил Президент в своем послании. Но, к сожалению, мы сегодня видим, что пока никто его не выполнил.

Понятно, что это не быстрый процесс. Если это произойдет, и предприниматель почувствует свободу, меньшее давление на себя со стороны контролеров, я думаю, тогда бизнес начнет активно развиваться. Даже несмотря на кризис. По сути, бизнес - это единственная лошадка, на которой сегодня можно вывезти нашу экономическую телегу. Сырьевой сектор экономики очень чувствителен ко всем политическим процессам в мире. А вот малый и средний бизнес не подвержен такому влиянию, он более стабильный. Поэтому ему нужно дать стабильные, предсказуемые условия развития. Вместо этого что мы наблюдаем? За последние 3 месяца к Налоговому кодексу поступило около 50 различных дополнений и изменений. Как с этим работать? Как предприниматель может вовремя сориентироваться и среагировать на это? Нужно поставить барьер. Как минимум - заморозить нынешние условия. Но мы никогда не ищем легких путей и сами себе создаем трудности и проблемы. Например, депутаты Госдумы опять что-то интересное выдумали: они выступили с инициативой внести в Административный кодекс изменения, позволяющие не только штрафовать за административное нарушение, но и ликвидировать предприятие. Это идет вразрез с посланием Президента. Этого не должно быть. У нас все ветви власти почему-то работают сами по себе.

Допустим, мы снимем все налоги с предпринимателя. Ему, как кажется, должно после этого прекрасно работаться. Но если контрольно-надзорная система останется такой, какая она сейчас, если никто предпринимателю помогать не будет, то это будет бесполезно. Поскольку система непредсказуема и достаточно коррумпирована. Это такой барьер, который страшнее высоких налогов. С этим надо бороться основательно. Но не так как у нас привыкли - просто затыкать дыры, - а устанавливать и устранять причины обращений и жалоб, систематизировать их.

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22