янв
фев
мар
апр
- май (1)
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
- сен (1)
окт
ноя
дек
- янв (1)
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Бизнесу тоже нужна защита
В Чунском районе первый в этом году совет предпринимателей прошел 29 февраля – в день приезда в район специалиста аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области. На встречу в администрации района собрались руководители малых и средних предприятий лесного бизнеса, торговли, бытового обслуживания и других отраслей. На нашей территории есть общественный представитель уполномоченного по правам предпринимателей, но сотрудник областной службы побывал у нас в районе в первый раз. Ведущий аналитик юридического отдела аппарата уполномоченного Эрдем Базаров привез с собой презентацию и раздаточный материал. Цель приезда, как он пояснил, - информирование бизнес-сообщества Чунского района о функциях и возможностях службы уполномоченного, методах и формах защиты прав предпринимателей, схеме обращения в службу.
Рожденная кризисом
Беседу специалист начал с истории института уполномоченного (бизнес-омбудсмена). Идея создания этой службы зародилась во время предыдущего кризиса – в 2008 году, когда в целях пополнения бюджета надзорные органы стали усиленно проверять и штрафовать малый бизнес. Именно тогда президент поручил принять меры в защиту прав и законных интересов предпринимателей: малый и средний бизнес всегда считался самой динамичной и перспективной частью экономики, и его развитие (а следовательно, и налоги) по-прежнему в числе первейших интересов государства. В 2013 году служба уполномоченного появилась и в Иркутской области, ее главой стал Алексей Москаленко. Работа службы заключается в правовом просвещении и правовой защите бизнеса, улучшении делового и инвестиционного климата, подготовке законодательных инициатив.
- Даже сегодня, в условиях рынка, до 80% предпринимателей остаются юридически неграмотными, не знают своих прав, не знают, куда идти за защитой. Поэтому правовое просвещение бизнеса особенно важно, люди должны понимать, что можно и нужно отстаивать свои интересы, - отметил аналитик. – К тому же предпринимателям зачастую не по силам оплата услуг юристов и адвокатов, а обращение к уполномоченному не потребует средств.
Как подчеркнул Эрдем Базаров, служба работает строго в рамках закона и только по вопросам взаимодействия бизнеса с органами государственной власти и контрольно-надзорными органами (налоговой инспекцией, Роспотребнадзором, пожарным надзором и так далее). Споры между хозяйствующими субъектами, например двумя предпринимателями, находятся вне компетенции службы. Ни одна из жалоб не остается без внимания – если невозможны реальные меры, последует как минимум разъяснение.
Уничтожить бизнес по заказу
Основные методы защиты прав и законных интересов бизнеса – это разъяснение норм законодательства, правовая или общественная экспертиза, судебное разбирательство, привлечение СМИ, обращение к федеральному бизнес-омбудсмену или прямо к президенту. Жалоба рассматривается в течение 10 дней, по ней дается юридическое заключение, и если факт нарушения прав установлен, заключение направляется в адрес нарушителя – в расчете на добровольное устранение причины конфликта. В большинстве случаев к мнению уполномоченного прислушиваются, и все решается в досудебном порядке. Если же вторая сторона не идет навстречу, служба уполномоченного обращается в суд, где выступает в качестве или защитника, или в качестве третьего лица на стороне заявителя. Только за 2015 год областная служба выиграла 45 судебных споров, благодаря которым люди смогли избежать необоснованных штрафов, сохранить бизнес или получить лицензию. Экономический эффект за все время действия института уполномоченного составил 68 миллионов рублей – эти немалые деньги остались в малом и среднем бизнесе области, пошли на его поддержку и развитие. А с начала 2016 года, только за два месяца, в интересах бизнеса удалось отстоять уже 3 миллиона…
По словам специалиста, в последнее время количество жалоб от предпринимателей увеличилось в разы. Преимущественно это жалобы на излишнюю активность проверяющих инстанций. Бизнесу просто не дают работать и давят штрафами. Недавний пример – инцидент в Иркутске. Один из специалистов Центра гигиены и эпидемиологии зачастил в местную кондитерскую и при этом вел себя крайне некорректно. Служба уполномоченного сумела не только доказать необоснованность этих визитов и выписанных штрафов, но и добилась дисциплинарного взыскания для санитарного врача за превышение полномочий. Еще пример: в одном из городов бизнесмен пожаловался на ненормально частые посещения сотрудников полиции. Его чуть ли не ежедневно проверяли по всем статьям, явно взяв на себя чужие функции. После вмешательства службы уполномоченного выяснилось, что правоохранители действовали по заказу: кое-кто захотел уничтожить этот бизнес путем вот такого давления. Чем завершилось разбирательство внутри отдела полиции, неизвестно, но предпринимателя оставили в покое. Эрдем Базаров особо подчеркнул, что служба уполномоченного заключила соглашения со всеми контрольно-надзорными органами, и по этому соглашению проверяющие обязаны предоставлять службе материалы всех проверок. Поэтому их правомочность вполне реально установить.
Вместе против системы
Наряду с решением текущих проблем предпринимательства идет работа и над системными проблемами бизнеса, характерными для всей страны – высокими налогами, всевозможными административными барьерами, дополнительными платежами, проверками, рассогласованностью ряда законов. Областная служба уполномоченного совместно с предпринимателями организовала несколько рабочих групп, которые отслеживают и анализируют ситуацию, предлагают варианты решения того или иного вопроса. Предложения, инициативы, подписные листы и прочие материалы направляются в аппарат федерального бизнес-омбудсмена. По аналогичной схеме действуют службы уполномоченных в других регионах страны. На уровне государства с такой силой считаются. Добиться победы удается далеко не во всем, огромную роль здесь играет и позиция госструктур, в отдельных случаях - и открытое лоббирование. Однако успехи есть. Например, налоговые каникулы для начинающего бизнеса, а также многократное снижение штрафов и временная заморозка тарифов по «Платону». В акциях против «Платона», кстати, участвовали и иркутские перевозчики. Удалось приостановить рост имущественного налога до пересмотра кадастровой стоимости. Можно вспомнить и надзорные каникулы, которые освобождают от плановых проверок весь бизнес - кроме тех, кто в прошлом допускал нарушения. Новостью для чунского бизнес-сообщества было то, что предприниматель, оказывается, имеет право просить об исключении его из плана проверок, если считает, что они не обоснованы.
Вопросы, которые чунские предприниматели задали аналитику, тоже можно отнести к системным: «Платон», налоги, повышение акцизов на ГСМ, пробелы законодательства. Одна владелица магазина посетовала, что ее бухгалтер почти два месяца занимается не своим делом, а копированием сотен документов, которые затребовали проверяющие. При этом проверка идет не в самом магазине, а на предприятии, куда торговая точка поставляет товар, и нужно всесторонне подтвердить качество и легальность этого товара. Иначе как перекосом это не назовешь.
Представитель службы уполномоченного предложил бизнес-леди оформить жалобу, а остальным посоветовал чаще заходить на сайт областного бизнес-омбудсмена http://www.ombudsmanbiz-irk.ru/, где есть и правовая информация, и судебный опыт, и прочие доказательства того, что в Иркутской области предпринимателя есть кому защищать.