Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

Смотрите публикации за:
  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май (1)
  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен (1)
  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв (1)
  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

22 июня

Алексей Москаленко: Нужно сократить количество проверок малого бизнеса

В Москве 10 июня состоялась Всероссийская конференция уполномоченных по защите прав предпринимателей. Бизнес-омбудсмены из более чем 50 регионов страны обсудили текущие проблемы и новые задачи. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко получил благодарность за выдающиеся показатели в работе, связанной с участием в судебных заседаниях в интересах предпринимателей. О том, какие проблемы сегодня волнуют бизнесменов, он рассказал в интервью газете «Областная».  
 
– Алексей Алексеевич, институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в России появился сравнительно недавно. Расскажите, как начиналась ваша деятельность?
 
– Моя кандидатура на должность бизнес-омбудсмена в Иркутской области была утверждена в июне 2013 года губернатором и уполномоченным при президенте по защите прав предпринимателей Борисом Титовым. Тогда я работал на общественных началах. Не было регионального закона об уполномоченном, не было никакого финансирования, офиса, сотрудников, оргтехники, работал один – а обращения стали поступать сразу, что доказывало: необходимость в нашей деятельности назрела. Я не юрист, а все обращения, так или иначе, связаны с юридической сферой, и это тоже было непросто, тогда со мной по соглашению о взаимодействии сотрудничала юридическая компания. Также я получал обращения, отправленные нашими предпринимателями уполномоченному при президенте РФ. Словом, работы было много.
 
Параллельно мы со специалистами регионального минэкономразвития готовили проект закона об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области. Документ прошел массу согласований в различных министерствах, службах и меньше чем через полгода (в ноябре 2013 года) был принят. И только в июне 2014 года у нас заработал офис. Но мебель и компьютеры мы еще долго не могли приобрести, это особенности бюджетного финансирования. Поэтому, чтобы нормально работать, я все необходимое приобрел на свои средства.
 
– Алексей Алексеевич, почему вы приняли предложение работать уполномоченным?
 
– Имел печальный личный опыт взаимодействия со всеми контрольно-надзорными органами. До этого 25 лет был предпринимателем, сам сталкивался со всеми проблемами, с которыми сегодня к нам обращаются бизнесмены. Ситуация меня нисколько не устраивала, и когда появилась возможность каким-то образом на нее влиять, я сделал это.
 
– Как вам удается соблюдать объективность при рассмотрении обращений, да и вообще в работе? Выделяете ли вы для себя конкретных людей, которые приходят к вам с жалобой?
 
– Я для себя стараюсь все жалобы обезличить, на это же настраиваю всех своих сотрудников. Нужно разбирать саму ситуацию, а не людей. У людей всегда много мнений – с одной стороны, одни правы, с другой – другие. Мы в этом никогда не разберемся, для этого есть суд.
 
Вся наша деятельность прозрачна и открыта, нам скрывать нечего. Если мы хорошо сработали, значит, мы пишем об этом, если у нас какие-то проблемы, мы тоже об этом пишем. Прозрачность и открытость – это и помощь в работе, и способ защиты для нас.
 
– Защищаться тоже приходится?
 
– Мы работаем в конфликтах, связанных с деньгами, иногда очень большими. Сегодня уполномоченные и их близкие никак не защищены. Рисков много, я их осознаю, и они меня не останавливают. Сейчас в Госдуме находится проект закона, расширяющий наши права и обязанности. Было, в том числе, предложение ввести иммунитет уполномоченных по бизнесу, но оно не вошло в проект закона.
 
– В ежегодном докладе говорится, что в прошлом году в рамках рассмотрения жалоб вами было направлено 373 запроса в органы исполнительной, государственной, муниципальной власти, в другие ведомства. Как вообще к вашей работе относятся чиновники?
 
– Для чиновников наш институт не нужен. Мы для них лишняя головная боль, мы имеем право при работе с обращением проверить их деятельность, посмотреть, соблюден ли закон. Если мы находим нарушение, то пишем представление, чтобы виновный понес дисциплинарное или административное наказание.
 
– Удается ли вам решать проблемы предпринимательства на законодательном уровне?
 
– Да. Во-первых, мы инициировали региональный закон о налоговых каникулах для малого и среднего бизнеса, применяющего упрощенную и патентную системы налогообложения. Сначала региональное минэкономразвития боялось перерегистрации ИП и выпадающих доходов из бюджета, однако прошло полгода, и этого не случилось. Сейчас мы собираем аналитику и видим, что на налоговые каникулы встало мало предпринимателей. Поэтому будем выходить с предложением о расширении видов деятельности, по которым можно установить налоговые каникулы.
 
Во-вторых, по нашей инициативе в течение двух лет откладывалось принятие закона о налоге на имущество от кадастровой стоимости. Я думаю, в этом году закон будет принят с учетом новой кадастровой оценки. И мы будем очень внимательно следить за ситуацией, за кадастровой оценкой и за реализацией закона.
 
Дело в том, что в некоторых регионах автоматически, не разбираясь, поставили самый максимальный коэффициент, а мы хотим установить градацию в зависимости от площади помещения. Нужно, чтобы принятие закона не повлекло дополнительную нагрузку на бизнес, а наоборот, привлекло максимальное количество налогоплательщиков. Пусть сама оплата будет небольшая, но она охватит более широкие массы людей. Когда налогоплательщик привыкнет к исполнению своих обязанностей, налог можно либо увеличивать, либо уменьшать (у нас, к сожалению, только увеличивают). В любом случае, это должно происходить постепенно. Если мы сразу поставим максимальный коэффициент, то это будет катастрофа для бизнеса, особенно в сегодняшней ситуации.
 
– Какие еще проблемы сегодня волнуют предпринимателей?
 
– Сейчас выходит на первый план проблема с образованием тарифов. Предприятия-монополисты достаточно закрыты, прозрачности при формировании тарифов не существует. И это был один из вопросов, который мы в Москве на конференции обсуждали. Мы будем делать все для того, чтобы формирование тарифов для граждан и предпринимателей было понятным и доступным.
 
– Алексей Алексеевич, что сегодня нужно сделать, чтобы малый и средний бизнес развивался?
 
– По большому счету ничего делать не нужно. Малый и средний бизнес – самый жизнеспособный, он всегда настроен и рассчитан на спрос. Чтобы он выживал, нужно стабилизировать обстановку. А у нас при всех декларациях, которые делает федеральное и региональное правительство, к сожалению, ситуация ухудшается. Появляются дополнительные обременения, новые виды проверок. Наша задача в том и состоит, чтобы эту ситуацию стабилизировать.
 
Сейчас в рамках работы «проектного офиса» в региональном правительстве создана отраслевая рабочая группа «Административное давление на бизнес». В группу вошли эксперты, в том числе специалисты нашего аппарата. Мы работаем над тем, чтобы максимально снять административные барьеры для бизнеса в Иркутской области. Есть ощущение, что у нас должно получиться, но это будет очень большая работа, потому что искоренить штрафную экономику в головах тех, кто этим занимается, очень сложно. На содержание всех контрольно-надзорных органов приходится более 2% ВВП страны, это колоссальная сумма. Мы считаем, необходимо сократить количество проверяющих или убрать функции, которые зачастую дублируются.
 
– Насколько оправданы проверки предпринимателей?  
 
– У нас недавно была жалоба от бизнесмена – его предприятие проверили шесть раз в месяц. Это невозможная ситуация. В 99% случаев требования и проверки не обоснованы. Рынок сам выстроит качество, граждане всегда голосуют рублем. Если человеку не нравится продукт, он пойдет в другое место покупать. Псевдозабота о гражданах ложится большой ценой на бюджет и в целом плохо сказывается на развитии малого и среднего бизнеса.
 
Институт уполномоченного предлагает модернизировать деятельность контрольно-надзорной деятельности по рискориентированной модели. У нас сегодня к маленькому магазинчику, например, и огромному торговому центру предъявляются одни и те же требования. К маленькому кафе и огромной столовой на 2 тыс. человек одинаковые требования. Реформа контрольно-надзорной деятельности должна эти моменты устранить: определить критерии проверок по рискам, разделить предприятия на категории рискованные и безопасные. Если деятельность предприятия несет угрозу, тогда надо проверять, а если нет, то и нет смысла контролерам толпами ходить.
 
– Удастся ли изменить ситуацию, чтобы условия для ведения бизнеса улучшились?
 
– Для этого нужны радикальные решения федеральной власти, президента. Но самое главное, чтобы эти решения выполнялись на местах. У нас много законов принято и много поручений президента, премьера касаются облегчения условий ведения бизнеса, однако не все исполняются. Предпринимателей не любит ни государство в лице чиновников, ни граждане. Хотя именно предприниматели выполняют многие социальные задачи. В Иркутской области 25% трудоспособного населения работает в малом и среднем бизнесе. И это только официальная цифра. Предприниматели выполняют массу социальных задач, от которых государство отказалось, например, торговля в шаговой доступности. Поэтому мы должны поддерживать и развивать бизнес.

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22