Смотрите публикации за:
янв
фев
мар
апр
- май (1)
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
- сен (1)
окт
ноя
дек
- янв (1)
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
22 июня
Алексей Москаленко: Нужно сократить количество проверок малого бизнеса
В Москве 10 июня состоялась Всероссийская конференция уполномоченных по защите прав предпринимателей. Бизнес-омбудсмены из более чем 50 регионов страны обсудили текущие проблемы и новые задачи. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко получил благодарность за выдающиеся показатели в работе, связанной с участием в судебных заседаниях в интересах предпринимателей. О том, какие проблемы сегодня волнуют бизнесменов, он рассказал в интервью газете «Областная».
– Алексей Алексеевич, институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в России появился сравнительно недавно. Расскажите, как начиналась ваша деятельность?
– Моя кандидатура на должность бизнес-омбудсмена в Иркутской области была утверждена в июне 2013 года губернатором и уполномоченным при президенте по защите прав предпринимателей Борисом Титовым. Тогда я работал на общественных началах. Не было регионального закона об уполномоченном, не было никакого финансирования, офиса, сотрудников, оргтехники, работал один – а обращения стали поступать сразу, что доказывало: необходимость в нашей деятельности назрела. Я не юрист, а все обращения, так или иначе, связаны с юридической сферой, и это тоже было непросто, тогда со мной по соглашению о взаимодействии сотрудничала юридическая компания. Также я получал обращения, отправленные нашими предпринимателями уполномоченному при президенте РФ. Словом, работы было много.
Параллельно мы со специалистами регионального минэкономразвития готовили проект закона об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области. Документ прошел массу согласований в различных министерствах, службах и меньше чем через полгода (в ноябре 2013 года) был принят. И только в июне 2014 года у нас заработал офис. Но мебель и компьютеры мы еще долго не могли приобрести, это особенности бюджетного финансирования. Поэтому, чтобы нормально работать, я все необходимое приобрел на свои средства.
– Алексей Алексеевич, почему вы приняли предложение работать уполномоченным?
– Имел печальный личный опыт взаимодействия со всеми контрольно-надзорными органами. До этого 25 лет был предпринимателем, сам сталкивался со всеми проблемами, с которыми сегодня к нам обращаются бизнесмены. Ситуация меня нисколько не устраивала, и когда появилась возможность каким-то образом на нее влиять, я сделал это.
– Как вам удается соблюдать объективность при рассмотрении обращений, да и вообще в работе? Выделяете ли вы для себя конкретных людей, которые приходят к вам с жалобой?
– Я для себя стараюсь все жалобы обезличить, на это же настраиваю всех своих сотрудников. Нужно разбирать саму ситуацию, а не людей. У людей всегда много мнений – с одной стороны, одни правы, с другой – другие. Мы в этом никогда не разберемся, для этого есть суд.
Вся наша деятельность прозрачна и открыта, нам скрывать нечего. Если мы хорошо сработали, значит, мы пишем об этом, если у нас какие-то проблемы, мы тоже об этом пишем. Прозрачность и открытость – это и помощь в работе, и способ защиты для нас.
– Защищаться тоже приходится?
– Мы работаем в конфликтах, связанных с деньгами, иногда очень большими. Сегодня уполномоченные и их близкие никак не защищены. Рисков много, я их осознаю, и они меня не останавливают. Сейчас в Госдуме находится проект закона, расширяющий наши права и обязанности. Было, в том числе, предложение ввести иммунитет уполномоченных по бизнесу, но оно не вошло в проект закона.
– В ежегодном докладе говорится, что в прошлом году в рамках рассмотрения жалоб вами было направлено 373 запроса в органы исполнительной, государственной, муниципальной власти, в другие ведомства. Как вообще к вашей работе относятся чиновники?
– Для чиновников наш институт не нужен. Мы для них лишняя головная боль, мы имеем право при работе с обращением проверить их деятельность, посмотреть, соблюден ли закон. Если мы находим нарушение, то пишем представление, чтобы виновный понес дисциплинарное или административное наказание.
– Удается ли вам решать проблемы предпринимательства на законодательном уровне?
– Да. Во-первых, мы инициировали региональный закон о налоговых каникулах для малого и среднего бизнеса, применяющего упрощенную и патентную системы налогообложения. Сначала региональное минэкономразвития боялось перерегистрации ИП и выпадающих доходов из бюджета, однако прошло полгода, и этого не случилось. Сейчас мы собираем аналитику и видим, что на налоговые каникулы встало мало предпринимателей. Поэтому будем выходить с предложением о расширении видов деятельности, по которым можно установить налоговые каникулы.
Во-вторых, по нашей инициативе в течение двух лет откладывалось принятие закона о налоге на имущество от кадастровой стоимости. Я думаю, в этом году закон будет принят с учетом новой кадастровой оценки. И мы будем очень внимательно следить за ситуацией, за кадастровой оценкой и за реализацией закона.
Дело в том, что в некоторых регионах автоматически, не разбираясь, поставили самый максимальный коэффициент, а мы хотим установить градацию в зависимости от площади помещения. Нужно, чтобы принятие закона не повлекло дополнительную нагрузку на бизнес, а наоборот, привлекло максимальное количество налогоплательщиков. Пусть сама оплата будет небольшая, но она охватит более широкие массы людей. Когда налогоплательщик привыкнет к исполнению своих обязанностей, налог можно либо увеличивать, либо уменьшать (у нас, к сожалению, только увеличивают). В любом случае, это должно происходить постепенно. Если мы сразу поставим максимальный коэффициент, то это будет катастрофа для бизнеса, особенно в сегодняшней ситуации.
– Какие еще проблемы сегодня волнуют предпринимателей?
– Сейчас выходит на первый план проблема с образованием тарифов. Предприятия-монополисты достаточно закрыты, прозрачности при формировании тарифов не существует. И это был один из вопросов, который мы в Москве на конференции обсуждали. Мы будем делать все для того, чтобы формирование тарифов для граждан и предпринимателей было понятным и доступным.
– Алексей Алексеевич, что сегодня нужно сделать, чтобы малый и средний бизнес развивался?
– По большому счету ничего делать не нужно. Малый и средний бизнес – самый жизнеспособный, он всегда настроен и рассчитан на спрос. Чтобы он выживал, нужно стабилизировать обстановку. А у нас при всех декларациях, которые делает федеральное и региональное правительство, к сожалению, ситуация ухудшается. Появляются дополнительные обременения, новые виды проверок. Наша задача в том и состоит, чтобы эту ситуацию стабилизировать.
Сейчас в рамках работы «проектного офиса» в региональном правительстве создана отраслевая рабочая группа «Административное давление на бизнес». В группу вошли эксперты, в том числе специалисты нашего аппарата. Мы работаем над тем, чтобы максимально снять административные барьеры для бизнеса в Иркутской области. Есть ощущение, что у нас должно получиться, но это будет очень большая работа, потому что искоренить штрафную экономику в головах тех, кто этим занимается, очень сложно. На содержание всех контрольно-надзорных органов приходится более 2% ВВП страны, это колоссальная сумма. Мы считаем, необходимо сократить количество проверяющих или убрать функции, которые зачастую дублируются.
– Насколько оправданы проверки предпринимателей?
– У нас недавно была жалоба от бизнесмена – его предприятие проверили шесть раз в месяц. Это невозможная ситуация. В 99% случаев требования и проверки не обоснованы. Рынок сам выстроит качество, граждане всегда голосуют рублем. Если человеку не нравится продукт, он пойдет в другое место покупать. Псевдозабота о гражданах ложится большой ценой на бюджет и в целом плохо сказывается на развитии малого и среднего бизнеса.
Институт уполномоченного предлагает модернизировать деятельность контрольно-надзорной деятельности по рискориентированной модели. У нас сегодня к маленькому магазинчику, например, и огромному торговому центру предъявляются одни и те же требования. К маленькому кафе и огромной столовой на 2 тыс. человек одинаковые требования. Реформа контрольно-надзорной деятельности должна эти моменты устранить: определить критерии проверок по рискам, разделить предприятия на категории рискованные и безопасные. Если деятельность предприятия несет угрозу, тогда надо проверять, а если нет, то и нет смысла контролерам толпами ходить.
– Удастся ли изменить ситуацию, чтобы условия для ведения бизнеса улучшились?
– Для этого нужны радикальные решения федеральной власти, президента. Но самое главное, чтобы эти решения выполнялись на местах. У нас много законов принято и много поручений президента, премьера касаются облегчения условий ведения бизнеса, однако не все исполняются. Предпринимателей не любит ни государство в лице чиновников, ни граждане. Хотя именно предприниматели выполняют многие социальные задачи. В Иркутской области 25% трудоспособного населения работает в малом и среднем бизнесе. И это только официальная цифра. Предприниматели выполняют массу социальных задач, от которых государство отказалось, например, торговля в шаговой доступности. Поэтому мы должны поддерживать и развивать бизнес.
Источник: газета "Областная"