Смотрите публикации за:
янв
фев
мар
апр
- май (1)
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
- сен (1)
окт
ноя
дек
- янв (1)
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
20 февраля
«Проверять или не проверять?»: в Иркутске снова подняли проблему административного давления на бизнес
В Иркутской области с 2013 года удалось почти вдвое снизить количество проверок в отношении бизнеса, в том числе малого и среднего. Однако при этом эксперты сходятся во мнении, что бороться надо не против уменьшения числа этих мероприятий, а против устаревшей системы контроля в целом.
НАЙТИ БАЛАНС
О том, что административное давление на предпринимателей до сих пор остаётся очень сильным – несмотря на указ президента и предпринимаемые меры, – специалисты, представляющие стороны, говорили неоднократно и на разных площадках. Ещё одной стал и медиафорум, который состоялся 10 февраля в прокуратуре Иркутской области с участием бизнес-омбудсменов из разных регионов, предпринимателей и экспертов. Участники попытались не просто поднять существующие проблемы, но и наметить пути дальнейшего движения.
– Реформа контрольно-надзорной деятельности идёт давно, прокуратура является одним из основных её участников, который должен обеспечить баланс между интересами предпринимателей и потребителей, – прокомментировал журналистам заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов. – Много вопросов возникает о чрезмерном контроле со стороны надзорных органов. С другой стороны мы только что пережили ситуацию с «Боярышником» (речь идёт о массовом отравлении иркутян концентратом для ванн в декабре 2016 года – прим. ред.), а по сути – с нелегальным распространением некачественного алкоголя. Форум призван найти равновесие между разными сторонами.
Как рассказал Андрей Некрасов, в 2016 году органами прокуратуры в сфере контрольно-надзорной деятельности было выявлено 810 нарушений законов, внесено 165 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности были привлечены 85 и 19 должностных лиц соответственно. В сфере защиты прав потребителей эти цифры составили: 1365 нарушений законов, 165 представлений, 93 и 142 должностных лица.
Баланс нужно искать не только между бизнесом и потребителем, но и оценкой степени нарушения и определением строгости наказания. Как рассказал замначальника ГУ МВД по Иркутской области Олег Кнаус, в прошлом году общий объём штрафов за нелегальное предпринимательство составил 12 млн рублей. Вместе с тем, санкции, применяемые к нарушителям, небольшие. Вместе с тем, было возбуждено 300 уголовных дел в отношении официально зарегистрированных бизнесменов за незаконную деятельность.
– Должны быть простые и понятные правила ведения бизнеса. Если он сделал, а этого нельзя, то должны быть соответствующие серьёзные санкции, – прокомментировал Олег Кнаус. – Ограничивающих моментов должно быть поменьше, а санкции – пожёстче.
СМЕСТИТЬ ФОКУС
Отметим, в Иркутской области на начало января 2017 года в реестре малого и среднего бизнеса было зарегистрировано более 87,3 тысяч субъектов. При этом контролирующие органы в 2016 году провели более 23,5 тысяч проверок, из них в отношении МСБ – 12,5 тысяч. Из общего числа на внеплановые мероприятия пришлось 11,2 тысячи. В 2013 году эти цифры составляли 40,3 тысячи, 21,2 тысячи, 11,8 тысяч соответственно.
Снижение очевидно, однако, по мнению уполномоченного по правам предпринимателей в Иркутской области Алексея Москаленко, и проверки, и регулирование носят сегодня избыточный характер. Кроме того, часто проверки в настоящее время маскируют рейды и административные расследования. Кроме того, Алексей Москаленко предложил ввести мораторий на проверки, пока идёт реформа контрольно-надзорной деятельности.
– 99,9% проверок проводится в отношении добросовестного бизнеса, который платит налоги и зарплату. Нелегальный бизнес практически не проверяется, при этом государство не получает доходов от него. Добросовестного предпринимателя нет смысла так часто проверять, – говорит уполномоченный. – Акцент проверок надо переносить на нелегальный бизнес. Чем больше легальных предпринимателей мы давим, тем больше появляется «теневых».
К слову, как рассказал президент ТПП Восточной Сибири Константин Шаврин, что по результатам опроса на тему «Проверять или не проверять?» большинство крупных предприятий, входящих в организацию, считают, что контрольные мероприятия необходимо оставить на производствах. Что касается малого и среднего бизнеса (МСБ), то большинство представителей этого сектора считают необходимым совершенствовать систему контроля.
Бизнес-омбудсмен согласился с этой позицией. По его словам, существующая нормативная база создавалась ещё в советские времена, требования, закреплённые в ней, писались под крупные предприятия. Однако теперь они предъявляются и небольшим организациям. Зачастую предприниматели не могут их выполнить чисто физически. Также контрольно-надзорным ведомствам надо бы наладить профилактику правонарушений, считает бизнес-омбудсмен.
НА СТРАЖЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
По другую сторону от предпринимателей стоят потребители, которые имеют право на получение качественного товара или услуги. Однако только по линии Роспотребнадзора в 2016 году в 82% случаев от общего количества проверок инспекторы нашли нарушения, рассказал глава регионального управления ведомства Алексей Пережогин.
– Несоблюдение тех или иных требований может привести к причинению вреда здоровью и жизни потребителей. К сожалению, бизнес пока не готов работать без нарушений, – констатировал он, добавив, что в прошлом году в Роспотреб поступило больше 7,5 тысяч обращений, из них половина пришлась на потребителей.
К слову, по данным управления Роспотребнадзора по Иркутской области, в 2016 году было проверено почти 1,1 тысяча объектов по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли продуктами. При этом выявлено было нарушений более двух тысяч. В сфере парикмахерских услуг, салонов красоты соотношение и того выше, рассказал Алексей Пережогин: по два-три нарушения на один объект.
Вместе с тем Роспотребнадзор – одна из трёх служб, которая внедряет рискоориентированную модель проверок. Заключается она в том, что все предприятия по опасности своей деятельности делятся на классы. По линии Роспотребнадзора их шесть. Первый класс проверяется ежегодно. По словам Алексея Пережогина, в Иркутской области таких предприятий 106. Организации шестого класса вообще освобождены от проверок.
– У предпринимателей есть возможность доказать, что, во-первых, они относятся к МСБ, во-вторых, что их продукция не является эпидопасной в том или ином плане. Тогда предприятие переводится в понижающий класс, а значит и падает кратность проверок, – отметил глава управления Роспотребнадзора по Иркутской области.
По подобной схеме работает и Росздравнадзор, деля организации на четыре категории. Как отметила руководитель регионального управления ведомства Наталия Ледяева, за последние два года из плана проверок исключен МСБ. Вместе с тем, возросло количество внеплановых проверок по обращению пациентов, получивших вред здоровью.
В 2016 году управление Росздравнадзора по Иркутской области проверило 145 юридических лиц и ИП, всего прошло 405 проверок, из них только около 60 были плановыми. В 125 случаях инспекторы обнаружили очень грубые нарушения. В 2015 году сумма штрафов составила 2,5 млн рублей, в 2016 году – уже около 5 млн рублей.
Источник: ИА «Телеинформ»